ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИИ

В психологии всегда боролись две тенденции - «естественно-научная» и «гуманитарная». Стороники естественно-научного подхода считают задачей психологии (в соответствии с позитивистской европейской научной традицией) вскрытие м е х а н и з м о в психической жизни и разработку методов управления ими.
Понятие «механизм» в психологии не метафора. Психика понимается как машина, которая управляет поведением и обеспечивает приспособление (адаптацию) индивида к среде обитания. Кибернетика (наука о системах управления) оказала сильнейшее влияние на разные области естественно-научной психологии, обеспечив их развитой (в плане математического аппарата моделирования) методологией.
Неприятие естественно-научной парадигмы имеет несколько причин. Основными из них являются неприемлемость механистического подхода для религиозного сознания и неудовлетворенность практиков результатами естественно-научного подхода.
Загоняя естество живой души в прокрустово ложе модели, ее стороники либо начинают интерпретировать психические явления все более и более насильственно, либо вообще игнорируют существование некоторых явлений.
В результате теоретические схемы оказываются фактически бесполезными для практиков11, даже когда они сами теоретически осмысляют свой опыт. Оставаясь заложниками существующей методологии, они обкрадывают, редуцируют этот опыт в схемы, которые не отражают того, что должны были бы описывать и объяснять.
Что именно пропадает в психике при попытках интерпретировать ее с позиций современных научно-психологических теорий? Ответить на этот вопрос помогает известная много веков, но постоянно игнорируемая психологами дихотомия «душа - дух».
Динамика профессиональных представлений о предмете психологии «душа - явления сознания - поведение» показывает, как сужало его стремление приблизиться к возможностям позитивистской методологии.
11 То, что не искушенный в психологии человек видит в предлагаемых ему «ученых» интерпретациях карикатуру на себя, в которой нет ГЛАВНОГО, - одно из свидетельств неблагополучия в ней.
Однако и исходное понимание психологии как науки о душе уже содержало акт редукции. Под душой понимали то, чтообеспечивает человеку возможность существования в качестве элемента среды обитания (в первую очередь социальной). Подчеркивая адаптивную функцию души, игнорировали другой, не менее важный атрибут психики стремление к развитию (росту, расширению, творчеству, самореализации, жизни и т.п.).
Душа как предмет психологии оказалась мертвой, из нее была вынута «душа души» -индивидуальный дух.
Нельзя сказать, что проблематика развития вовсе игнорируется психологами. Существование отдельной отрасли «Психология развития», интерес к понятию «Я», самосознанию, самореализации, самоактуализации, саморазвитию и т.п., помещение активности в центр психологической проблематики в деятельностном подходе, введение понятий типа неадаптивной активности, постановка проблемы «личностного роста», логотерапевтический подход, постановка проблем типа «иметь или быть?» и многое другое указывают на осознание (или ощущение) профессиональным сообществом невозможности омертвления души в науке о душе. Однако попытки изучения наиболее интимных вопросов выливаются либо в отвлеченные рассуждения, либо в операциональные, но механистические конструкции. Иного и не может быть, так как позитивистская методология принципиально непригодна для изучения живых (а не механических) объектов.
Попытки изучения человека с позитивистских позиций детерминизма как реагирующего на внешние воздействия (например, на обстоятельства жизни) способами, определяемыми личностными диспозициями, приводят к отрицанию свободы («свободы духа») и, таким образом, омертвляют человека.
Прогностическая сила детерминистских моделей снижается в индивидуальных случаях, а в периоды всплесков «массовой духовности» - и статистически.
Прогнозы в психологии основаны на стиле мышления специалиста по баллистике, рассчитывающего траекторию снаряда. Они более или менее точны только в отношении «мертвого» человека, ведущего себя как снаряд (т.е. пассивно). Любое проявление жизненной активности опрокидывает все прогнозы - брачной совместимости, профессионального успеха и даже развития заболевания.
Мы в состоянии более или менее понимать человека как механизм, но - не как живое (активное и свободное) существо. И мы тем хуже понимаем человека, чем более он свободен и активен. Психология превращается в психологию духовных недорослей.
Отрицание динамичности и активности психики, по сути (при их превознесении на словах), обрекает психологию на продолжение «родовых мук» перманентного кризиса, в котором она находится с первого дня своего становления в качестве самостоятельной дисциплины.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИИ:

  1. ОГРАНИЧЕНИЕ ДИАПАЗОНА
  2. 3.3.7. ОГРАНИЧЕНИЯ
  3. Реальные и искусственные ограничения
  4. 5.2. ОГРАНИЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ
  5. Ограничения в интеллекте животного:
  6. ОГРАНИЧЕНИЕ ДИАПАЗОНА
  7. ТЕОРИЯ ОГРАНИЧЕННОЙ ВО ВРЕМЕНИ ПСИХОТЕРАПИИ
  8. КАРТИНА БЫЛА ОГРАНИЧЕННОЙ
  9. 8.6.6. Эргономические ограничения различных организационных структур
  10. Физическая ограниченность восприятия
  11. ОГРАНИЧЕНИЯ ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОГО МЫШ-ЛЕНИЯ
  12. 4.2. ОГРАНИЧЕННОСТЬ СПРАВОЧНЫХ ДАННЫХ
  13. 2. Законодательно закрепленное отношение к людям с ограниченными возможностями
  14. 2.1.3 Поиски ограничений пропускной способности
  15. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ТЕОРИИ ПИАЖЕ
  16. ОГРАНИЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТЕСТИРОВАНИЯ.