Определение положения дел. Мудрость

Неумение определять положение дел говорит о недостатке мудрости - развитой способности к глубокому пониманию, которая позволяет «автоматически» отвечать на вопросы о значимых событиях, в том числе о своей жизни и жизни других людей.
У людей европейской культуры мудрость формируется стихийно под влиянием «мотива понимания» - стремления понять жизнь - и существует в форме работы понимания, включающей наблюдения и размышления.
Мудрость связана с объемом жизненного опыта.
Но не только 4. В основе мудрости лежит особое устройство внутренней модели мира и наличие средств для соотнесения явления с моделью.
Живое знание мудреца синтетично, комплексно и лишено противоречий 5. Объекты и связи отражены адекватно и полно. «Расщепить» их можно только искусственно - анализ уничтожает адекватность знания.
Такой характер знания недостижим при теоретико-модельном (научном) подходе, нацеленном на определение немногих «главных», но статичных («мертвых») связей. Анализ и теоретизирование враждебны мудрости 6.
Хотя для многих художников процесс не менее значим, чем результат творчества, коммуникативная функция творчества делает общественную ценность результата выше.
4 Исключений из правила «Мудрость приходит с возрастом» не меньше, чем подтверждающих его примеров. Кроме того, мудрость в одних вопросах не гарантирует мудрости в других.
5 Источник противоречий - не в действительности, а в способах ее объяснения. Противоречивы суждения, а не явления. Явления не могут исключать друг друга - они сосуществуют.
Не понимая этого, мы оказываемся в роли человека, восклицающего: «Жираф? Не может быть! Такая длинная шея!» Видимость «противоречий» создают различия между одноименными явлениями («тезками»). Общее имя провоцирует восприятие разных явлений как одного - различия между ними игнорируются. Так, причина того, что ложь воспринимается то как зло, то как добро («ложь во спасение»), - в назывании «ложью» разных по побудительным силам поступков.>
6 То, что «мудрость» отличается от «интеллекта», стало в многофакторных теориях индивидуальности общим местом. Например, в 16-факторной модели Р. Кэттелла близкий к мудрости «социальный интеллект» слабо связан с «формально-логическим интеллектом». Синтетичность знания отличает мудрость и от «пустого умствования» схоласта, и от научного мышления.
Хотя у мудреца нет навязчивого и самоценного стремления к преобразованию («управлению»), он не отстранен от жизни: важнейший результат понимания -определение линии поведения (индивидуального и/или группового). Но мудрый человек не совершает действий, кажущихся добрыми, но оборачивающихся злом, и действий, которые направлены на изменение того, что изменить нельзя.
Мнение, что принятие действительности - атрибут мудрости, справедливо только в отношении того, что нельзя изменить. Поэтому герой Воннегута молится: «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество - изменять то, что могу, и мудрость - всегда отличать одно от другого».
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Определение положения дел. Мудрость:

  1. ОСОЗНАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ
  2. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ
  3. МУДРОСТЬ
  4. МУДРОСТЬ.
  5. Романова М.А. ПСИХОЛОГИЯ МУДРОСТИ: ИМПЛИЦИТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  6. 75 ступенек на встречу мудрости
  7. Практические знания и превосходящая мудрость
  8. Тайная сила человеческой мудрости
  9. Часть I Интеллект • Интуиция Мудрость
  10. ЖЕНЩИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.