В ПАРАГРАФЕ 2.1

«Теоретические аспекты изучения психологии личности в литературоведении» дается критический анализ этих и других подходов.
Теоретический аспект изучения типологии личности в литературоведении заключается также и в установлении границ мыслительной деятельности человека, общего кругозора, склонности к самоанализу и как следствие к самокритике, способности личности к наиболее последовательному, логически-упорядоченному мышлению.
И здесь следует подчеркнуть, что параметры, которыми оперируют ученые-психологи и писатели, литературные критики, также во многом различны. Психологию, в основном, интересуют существенные научные элементы познавательного комплекса в целом: вопросы видов памяти и восприимчивости, наблюдательности и способности к волевым усилиям, склонности к упорному, напря-женному умственному труду и степень проявления эмоций. Писателей, как показывает анализ их творчества, более интересует абстрактный или практический интерес к природе, художественные влечения, философские вопросы сознания и бытия, самоанализ личности в приемах внутренних монологов, проблемы приоритета нравственно-религиозных чувств над проявлением эгоизма и властности и многие другие. Но, конечно же, и такое деление чисто условно, потому что эти вопросы рассматриваются исключительно в рамках жанровых, композиционных, стилистических и других литературо-ведческих категорий.
В связи с разработкой теоретического аспекта психологии личности в литературоведении встает закономерный вопрос: на какой принцип следует опереться, чтобы точнее, нагляднее, не погрешив против научной истины, выявить преобладание в каждом конкретном случае какой-либо одной группы тесно связанных между собой основополагающих психических функций? А эти функции в свою очередь должны накладывать своеобразный отпечаток на черты характера данного литературного персонажа.
Очевидно, что при создании типологии личности в литературе нужно руководствоваться не только объективными психологическими факторами, но и субъективным замыслом автора.
И без учета этого обстоятельства есть риск впасть в серьезную ошибку при создании классификации личностей. Необходимо также принимать во внимание, что диапазон типов личности обычно имеет широкий внутренний спектр индивидуальных различий. например, некоторые описания черт, присущие тому или иному типу, могут носить относительно нейтральный характер, другие представляют крайние случаи, третьи характеризуют людей, ведущих себя непредсказуемо, попав в экстремальные ситуации и тем самым выбивающиеся из привычного ряда закрепленного за ними типа и т.п. Психология как наука, оперирующая конкретными параметрами, в данном случае устанавливает четкий диапазон поведения личности определенного типа; писатель же руководствуется иными критериями, он «ведет» своего героя, за автором последнее слово, и он оставляет за собой право завершить историю литературного персонажа согласно своим убеждениям, нередко вопреки твердым, ранее им же самим установленным границам.
В связи со сказанным, а точнее, с затруднениями, вызванными отклонениями от нормы и специфическими особенностями психологии и литературоведения, возникает необходимость в определении единого стержневого принципа. Такой принцип должен в максимальной степени отвечать требованиям, законам психологии и литературы, равно, как и служить основанием для классификации личностей. Поэтому, избегая иерархических схем и моделей, ограничимся делением на психические уровни.
<< | >>
Источник: ГЮЛЬНАРА КЯЗЫМ ГЫЗЫ МАМЕДОВА. ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 2005

Еще по теме В ПАРАГРАФЕ 2.1:

  1. В ПАРАГРАФЕ 1.3
  2. В ПАРАГРАФЕ 1.2.
  3. В ПАРАГРАФЕ 1.1.
  4. В ПАРАГРАФЕ 2.2
  5. В ПАРАГРАФЕ 3.1.
  6. В ПАРАГРАФЕ 4.2.
  7. ПРЕДЛАГАЕМАЯ НАМИ В ПАРАГРАФЕ 3.2
  8. 2. ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ
  9. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
  10. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.
  11. УПРАЖНЕНИЕ
  12. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ.
  13. 3. 2. Проблема развития метакогнитивных процессов в онтогенезе