В ПАРАГРАФЕ 2.2

«Уровни психики как основание типологии личности в художественной литературе» упор сделан не на проблеме изучения психических свойств человека в мировом литературоведении, а на теоретических аспектах классификации личностей с точки зрения современной психологической науки.
Необходимо с полным основанием подчеркнуть, что на сегодняшний день ни одна теория личности не может претендовать на всеохватность типов. В принципе эта проблема безгранична, допускает множество толкований и открывает широкое поле деятельности для специалистов. Но каждая из известных современной науки типологий вносит что-то новое, важное и существенное. Однако типология, базирующаяся на трех психических уровнях (низшем, среднем и высшим) представляется интересной для детального изучения, целесообразной для активного введения в научный оборот, отвечающей современным требованиям науки. Эта типология предполагает подразделение индивидуумов на основании доминирования у них некоторых взаимосвязанных психических функций. Прежде всего, имеется в виду активное преобладание интеллектуальных, эмоциональных и волевых особенностей личности, а также учет экзопсихических проявлений натуры, связанных с направленностью интересов, профессиональной деятельностью, склонностью к самоактуализации и т.п.
Как нам представляется, деление на три психических уровня помогает в определении душевного процесса человека (интеллектуального, волевого, эмоционального или ролевого), как дополнение включает в себя некоторые социальные факторы, связи с обществом, с окружающей средой и т.д. Типологическое своеобразие трех указанных уровней допускает меньшее количество разночтений, аккумулирует в себе основные психические функции.
Низший психический уровень характеризуется примитивностью мышления, неумением абстрагироваться в критической ситуации, слабым адаптированием к изменяющимся условиям среды, социума, доминированием элементарных психических процессов над более сложными. В то же самое время эмоциональная сфера личностей этого уровня, будучи кривозеркальной, позволяет чувству, органическим, физиологическим и прочим потребностям взять верх над осознанными, отчетливо формулированными целями более вы-сокого порядка. В литературе герои произведений, отличаю-щиеся некоторыми существенными факторами и особенностями низшего уровня, с трудом ориентируются в новой, неожиданно возникшей ситуации, как правило, являются совершенно не подготовленными к поворотам судьбы.
Средний психический уровень отличается более высокой организацией духовного мира личности и степенью активной приспосабливаемости к окружающей среде. Увеличивается количество психических функций, повышается умственный потенциал, выражающейся в остроте памяти и мышления, концентрации внимания и повышенной скоростью реакции на те или иные события. Лица, относящиеся к среднему психическому уровню развития, проявляют большую сознательность в своих поступках. Выражается это, в частности, в постепенном усилении идейных притязании личности, в преобладании рационального подхода к жизненным проблемам над примитивными чувственными. В литературе подмечено, что типы нарицательных героев низшего психического уровня живут сегодняшним днем, не заботятся о хлебе насущном, за редким исключением практически не способны анализировать свои дей-ствия и строить перспективные планы на будущее. Личности второго психического уровня более сознательные, они обладают большей инициативностью, предприимчивостью и работоспособностью. В художественной литературе писатели прибегают к созданию типов, выбирающих род занятий, соответствующий их склонностям и природным задаткам.

Характерологическими чертами личности третьего высшего психического уровня являются накопление большого запаса потенциальной энергии (того, что в науке специалисты называют «психическим фондом»). Налицо духовное богатство личности, разнообразие и дифференцированность отдельных ее проявлений, характеризующихся высокой степенью интенсивности.
В художественной литературе заметно стремление создавать подобные типы, которые поражают воображение своей работоспособностью, широтой интересов, высоким умственным потенциалом, умением схватывать детали и из единичных фактов делать глубокие обобщения.
Таким образом, если к низшему психическому уровню относятся индивидуумы, как правило, слабо приспособленные, средний уровень представляет приспособившихся, люди третьего психического уровня со своим неистощимым запасом энергии и высоким умственным потенциалом достигнутым никогда не ограничиваются. Свои деятельные качества, действительно необыкновенные способности и дарования они продолжают обнаруживать и методически развивать даже в условиях неблагоприятных и экстремальных.
В произведениях русских, зарубежных и азербайджанских писателей можно найти немалое количество примеров, в которых лирические герои соответствуют всем трем указанным психическим уровням. Но, повторим, что для настоящего исследования в значительно большей степени были приемлемы произведения писателей-реалистов. Передача явления мира и мотивов поведения личности в образах - яркий характерологический признак литературы: произведение искусства в том случае звучит наиболее убедительно, сильно и всесторонне воздействует на читателя, когда авторская мысль заключена в совершенных художественных образах-персонажах. Многогранность и многоаспектность личности ярче всего высветится в создании автором типического характера.
Следуя этому правилу, в вопросах подтверждения типов личностей, расклассифицированных по трём психическим уровням, в первую очередь также отбирались художественные произведения русских, азербайджанских и зарубежных писателей реалистического направления. Точнее сказать, нами была выведена обширная галерея социальных типов литературных персонажей, в которых было зафиксировано особое внимание на характерологических основах жизнедеятельности, мотивах поведения, привычках, склонностях и т.д. и т.п. личностей нескольких типов. Среди них выделены следующие: покорно-деятельные, упрямые, эгоистические и альтруистические, агрессивные, деловые, волевые, активные, сосредоточенно-озлобленные, властные, наивные мечтатели, научно-практические, художественно-практические, преуспевающе-лицемерные, злобно-методичные, мягкие, толерантные, расчетливые, спокойные и рассудочные, методичные, хамовитые и самодурствующие, типы предателей и вероотступников, а также болезненно-меланхоличные, апатичные и угрюмые, фобические и прочие.
Подчеркнем, что все названные типы личности не являются вольной фантазией соискателя; на многое из перечисленного опирались в своих трудах известные психологи и социологи, что в частности нашло отражение в тексте диссертации и в списке использованной литературы. Потому смеем также утверждать, что нет насилия над материалом и в разделах, в которых теоретические положения находят литературное подтверждение.
Вышеуказанные и некоторые другие психологические типы получили детальную характеристику, под каждый психический уровень подведены соответствующие параметры, люди научно-практического и диаметрально противоположные им личности творческого склада снабжены дополнительными авторскими комментариями.
<< | >>
Источник: ГЮЛЬНАРА КЯЗЫМ ГЫЗЫ МАМЕДОВА. ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 2005

Еще по теме В ПАРАГРАФЕ 2.2:

  1. В ПАРАГРАФЕ 1.3
  2. В ПАРАГРАФЕ 1.2.
  3. В ПАРАГРАФЕ 1.1.
  4. В ПАРАГРАФЕ 2.1
  5. В ПАРАГРАФЕ 3.1.
  6. В ПАРАГРАФЕ 4.2.
  7. ПРЕДЛАГАЕМАЯ НАМИ В ПАРАГРАФЕ 3.2
  8. 2. ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ
  9. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
  10. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.
  11. УПРАЖНЕНИЕ
  12. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ.
  13. 3. 2. Проблема развития метакогнитивных процессов в онтогенезе
  14. Дискриминантный анализ.
  15. УПРАЖНЕНИЕ 2.4. СТРЕМЛЕНИЕ ИЗБЕЖАТЬ ПЛАГИАТА