В ПАРАГРАФЕ 4.2.

«Исследование типологии личности» выявлены показатели шкалы характера отношений среди студентов и указано условное разделение на три группы: гармонический, сме-шанный, диффузный. Второй целью эксперимента было изучение типологической структуры в профессиональном контингенте.
Было задействовано 192 человека в возрасте 19-23 лет, выбравших в качестве профессии деятельность в экстремальных условиях. Анализ результатов эксперимента показал:
1. Методика Кайерси является достаточно надежным ин-струментом для идентификации типов.
2. Полученные данные являются подтверждением того, что особенности информационного метаболизма оказывают ре-шающее влияние на формирование системы ценностей, что отражается и на профессиональных предпочтениях.
В своем исследовании мы также основывались на психологической формулировке смысла жизни, где смысл жизни предстает как многоуровневое смысловое образование, обладающее определенной иерархией, субординацией, характеризующееся определенной степенью пластичности, гибкости, заменяемости, а также широтой, объемностью, масштабностью. На основе анализа психологической и художественной литературы мы пришли к выводу о том, что «смысл жизни» является фундаментальной, определяющей ценностью в становлении и формировании личности индивида вообще, типов личности в частности. Поэтому, на наш взгляд, одним из основных критериев типологии личности является «смысл жизни» человека. Онтологический статус смысла жизни состоит в том, что он есть верховное смысловое образование личности, конституирующее всю смысловую сферу сознания и задающее направленность личностной активности в биографическом масштабе. Смысл жизни являет собой “стержень” жизненной позиции как совокупности осознанных жизненных мотивов (ценностей) личности.
Смысл жизни устойчиво определяет стиль жизни личности как детерминированный индивидуальными особенностями личности способ осуществления жизненного пути, присущая данной личности манера жизнедеятельности. Стиль жизни личности, в отличие от социально-исторического образа жизни, всегда задается индивидуальными характеристиками личности и среди этих характеристик ведущее место принадлежит смыслу жизни как идее, ценности высшего порядка и степени обобщенности, которая пронизывает отношение человека ко всякому факту своей жизни, подчиняет себе ход целостного жизненного пути. Выделенные ниже типы смысложиз-непонимания личности гармонично перекликаются с психологической типологией индивидуальных стилей жизни.
В качестве исходной задачи проведенного нами эмпирического исследования выступала необходимость типологизации, теоретического упорядочивания множества индивидуальных случаев смысложизнепонимания. Рабочее определение смысложизнепонимания было следующим: смысложизнепонимание - это отражение, осознание личностью смысла своей жизни, индивидуальный ответ человека на вопрос о том, ради чего он живет. Смысложизнепонимание есть одновременно акт самопознания - решение задачи на смысл жизни и конечный результат этой задачи, оформленный в самоотчет, мотивировку. Методологическим основанием была избрана парадигма понимающей психологии, которая оказывается единственно компетентной в исследовании вершинных смысловых образований личности. Представляется, что именно данная парадигма наиболее адекватна для исследования процессов самопонимания личностью смысла жизни и постижения внутреннего мира человека. Методически исследование осуществлялось при помощи интерактивных опросных методов: беседы и анкетирования. Исследованием было охвачено 60 респондентов в возрасте от 16 до 24 лет.
Количественный и качественный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
• по содержанию смысложизнепонимания испытуемые изначально разделились на две группы. Для первой группы характерен нигилистический тип смысложизнепонимания, который заключается в отрицании наличия какого-либо смысла в жизни, убежденности в бессмысленности жизни (28 %). Другой группе присущ ценностный тип смысложизнепонимания, что подразумевает благоговейное, трепетное отношение личности к смыслу жизни, утверждение невозможности существования без смысла, подчеркивание острой необходимости в смысле жизни для себя и каждого человека (72 %). Встречались и отказы отвечать на вопрос о понимании смысла жизни, что мы списываем на счет действия защитных механизмов само-сознания личности, которые препятствуют решению задачи на смысл жизни. Отказы, как правило, сопровождались обнаружением нигилистического типа смысложизнепонимания. Среди ответов респондентов были и такие, в которых сквозит не реально действующий, а лишь номинально знаемый смысл жизни, “пустая” мотивировка, усвоенная некритически и используемая в качестве своеобразной декларации, лозунга, бутафории, лишенной действительной побудительной силы в жизни человека (12%). Например, наиболее часто встречается расхожая формула - “вырастить сына, посадить дерево, построить дом”.
• процессуальный тип смысложизнепонимания, в соответ-ствии с которым смысл жизни заключается в самом процессе жизни, в ходе достижения жизненных целей, а не в его конечных итогах (7%). Для респондентов с процессульным типом смысла жизни привлекательным является не достижение финальных жизненных целей, а сам процесс бытия, путь продвижения к цели.

• финально - результирующий (терминальный) тип смысложизнепонимания характерен для подавляющего большинства респондентов (63 %) и состоит в том, что для личности в первую очередь важна конечная реализация жизненных целей, результат осуществления сокровенного жизненного замысла, “пожинание” плодов жизни. Осмысляющим основанием жизни выступает конечный результат, “продукт” бытия, в котором личность и видит смысл;
• гедонистический тип смысложизнепонимания заключается в том, что личность стремится максимизировать удовольствие, получаемое от жизни и минимизировать страдания, затушевать негативные стороны бытия. Смысл жизни для такой личности состоит в “получении удовольствий”, “пользовании благами, предоставляемыми жизнью”, “удовлетворении желаний”. Доля респондентов, исповедующих этот принцип жизнепонимания, составила 7 %;
• для личности с аскетическим (страдальческим) типом смысложизнепонимания, в противовес гедонистическому типу, смыслом жизни является подчинение своих сиюминутных желаний отдаленным жизненным целям, “несение свой жизненной ноши”, “исполнение жизненной участи” (3 %);
• эвдемонический тип смысложизнепонимания основывается на жизненном принципе личности, который предполагает стремление человека к счастью, его поиск и преследование. Личностью с данным принципом жизнепонимания смысл жизни определяется как “достижение счастья для себя и других людей” (14 %);
• глористический тип смысложизнепонимания ведет к тому, что личность высшим достижением и смыслом жизни считает завовевание почета, признания, обретение славы (6 %). В некоторых ответах явно проявилась доминирующая потребность личности в персонализации: “оставить после себя отпечаток, след”, “остаться в памяти людей” и др.
Таким образом, как показывают результаты предпринятого нами исследования, все богатство содержания индивидуальных смыслов жизни поддается типологизации. Выделенные типы смысложизнепонимания, выполняя специфические отражательные и регулятивные функции, устойчиво детерминируют продвижение личности на ее жизненном пути, задают уникальную стратегию жизни человека.
На основе количественного и качественного анализа результатов исследования можно констатировать тот факт, что художественные образы, проанализированные выше и отражающие разные этапы исторического развития человечества также могут найти свое отражение в современных экспериментальных исследованиях.
В заключении обобщены результаты проведенного исследования и сделаны следующие выводы:
1. Личность – это совокупность способностей характера, с присущей ей динамикой психических проявлений, с определенным механизмом развития и формирования.
2. Человек – сложнейший и противоречивый механизм как в биологическом, так и в социальном отношении и поэтому ни одна теория личности, взятая в изолированном виде, не в состоянии оказаться всеохватывающей и исчерпывающей. Каждая – звено в огромной и разветвленной цепи человеческого характера.
3. Художественная литература двух прошлых столетий поступательно приближалось к проблеме «человеческого фактора». Поэтому современную прозу можно назвать зеркалом общественных процессов, так как художники, стремясь отобразить «героев своего времени», практически выявляли новые типы личности.
4. Сопоставление наиболее распространенных факторных методик исследования личности показало, что личностные методики используют в основном 15 ± 5 факторов, ортогонализация которых даёт четвёрку независимых факторов.
5. Сопоставление трёх клинических типологий позволяет выделить 16 типов личности. Столько же типов выделяют наиболее развитые теоретические типологии.
6. Каждый тип личности включает в себя общее - единичное - особенное. Другими словами, существуют общие признаки, характерные для всех типов личности. Это, очевидно, признаки родовые, характеристики субстрата множества исследуемых объектов. Им соответствует категория общего. Существуют признаки, которые делят множество типов приблизительно на равные части, в каждой из которых элементы между собой похожи. Им, естественно, соответствует категория особенного. И, наконец, третья группа - признаки, которые отличают только один какой-либо тип - это его единичное свойство, то, чем он не похож ни на какой другой.
7. На основе системного анализа литературных данных и проведенного экспериментального исследования было установлено, что существует единая 16-ти элементная типология личности, реализующая идею взаимосвязанности и дополнительности типологического и факторного подходов и могущая найти свое отражение в художественных образах. Результаты предпринятого исследования показывают, что все богатство содержания индивидуальных «смыслов жизни» поддается типологизации.
8. Типологический подход в психологии развивает представления об общепсихологической норме, позволяет произвести осмысление и синтез колоссального объема данных, накопленных в ходе различных психологических исследований личности.
<< | >>
Источник: ГЮЛЬНАРА КЯЗЫМ ГЫЗЫ МАМЕДОВА. ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 2005

Еще по теме В ПАРАГРАФЕ 4.2.:

  1. В ПАРАГРАФЕ 1.3
  2. В ПАРАГРАФЕ 1.2.
  3. В ПАРАГРАФЕ 1.1.
  4. В ПАРАГРАФЕ 2.1
  5. В ПАРАГРАФЕ 2.2
  6. В ПАРАГРАФЕ 3.1.
  7. ПРЕДЛАГАЕМАЯ НАМИ В ПАРАГРАФЕ 3.2
  8. 2. ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ
  9. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
  10. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.
  11. УПРАЖНЕНИЕ
  12. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ.
  13. 3. 2. Проблема развития метакогнитивных процессов в онтогенезе
  14. Дискриминантный анализ.
  15. УПРАЖНЕНИЕ 2.4. СТРЕМЛЕНИЕ ИЗБЕЖАТЬ ПЛАГИАТА
  16. МЕТАИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МИР
  17. При желании получить новое впечатление следует пользоваться всеми своими способностями, а не ограничиваться только одной из них.
  18. 6.3. Организация проведения исследования