Понимание и живой опыт

«Когнитивный» подход к пониманию не отражает связи понимания с бытием, например того, что для понимания необходимо явление прожить (воспроизвести внутри себя). Понять можно только то, что пережито лично.
Например, чтобы понять человека, необходимо уметь пережить (воспроизвести) его переживания, т.е. обладать тем же опытом.
Знание существует в двух формах: вербальной (словесной) и наглядно-образной. Вербальное знание фиксирует свойства вещи и ее связи с другими вещами в форме связи между понятиями. Однако эти свойства и связи всегда отражают только одну сторону явления, только часть свойств и отношений вещи с другими вещами. Разнообразие свойств и особенно связей чрезвычайно велико. Еще больше разнообразие словесных формулировок, но все они односторонние.
Хотя односторонность вербального знания и дает возможность акцентировать внимание на «самых важных» свойствах, вместе с тем она «омертвляет» знание. Фиксация связей в словесной формуле делает вербальное знание статичным. Оно не отражает изменчивости вещи, ее «живости», способности к развитию и в этом смысле только относительно адекватно предмету.
Образное знание, являясь «живым слепком» вещи, сохраняет ее жизненность (активность и изменчивость).
Когнитивный подход, увязывая понимание с вербальным знанием, делает упор на понимание мертвого. Такое «понимание» поверхностно и требует постоянного углубления путем расширения числа словесных формулировок, описывающих вещь.
Бытийное понимание дает возможность познать вещь во всем ее разнообразии и изменчивости.
Понимание как «сущность переживаний, лично испытанных» отличается от «чисто теоретического» знания. Невозможно составить представление о человеке, картине или стране по рассказам о них.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Для понимания необходимо знание определенного рода - живое, опытное, пережитое. Такое знание отличает достоверность, вера. Наличие «живого знания» свидетельствует о глубоком понимании и позволяет отвечать на любые вопросы о вещи.
Бытийное понимание - это установление не просто связи между понятиями, а связи, имеющей прототип в личном опыте, т.е. пережитой, знаемой и узнаваемой. Этим понимание отличается от пустого «умничанья». Результат понимания - не только в гармонизации модели мира, но и в структурировании (осмыслении) собственного опыта.
С точки зрения когнитивного подхода понимание сугубо индивидуально. Одно и то же явление разные люди понимают по-разному. Например, полученная двойка для школьника - свидетельство его лени или угроза неприятностей - выговора родителей, оставления «на второй год» и т.п. Этот же факт родители могут понять как проявление их «родительской несостоятельности».
Суфии же утверждают невозможность различных пониманий одного явления. Бытийный подход отвергает когнитивистское отождествление «понимания» и «интерпретации» («толкования»). Действительно, если понять явление - значит пережить его (воспроизвести внутри себя), то ясно, что разные воспроизведения одного явления совпадают между собой настолько, насколько они совпадают с их прототипом. Полное понимание означает полное воспроизведение. Поэтому любые два полных понимания одинаковы.
Противопоставление когнитивного и бытийного подходов к пониманию не абсолютно. По мере углубления в предмет и рассмотрения все новых и новых его сторон представления «оживают». И наоборот, наличие живого образа создает предпосылки для его анализа.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Понимание и живой опыт:

  1. ЖИВОЙ ЛЕВ МАРКОВИЧ
  2. ПСИХОМОТОРИКА — ЖИВОЙ АККУМУЛЯТОР ЭНЕРГИИ
  3. РУКОВОДИТЕЛЬ И ПОДЧИНЕННЫЙ — МЕХАНИЗМ ЖИВОЙ СВЯЗИ
  4. Живой мозг представляет собой аппарат
  5. Захватошина Ольга Венедиктовна Тиенар Ольга Николаевна ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА (СВРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ)
  6. ОПЫТ
  7. МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ОПЫТ
  8. КОГНИТИВНЫЙ ОПЫТ
  9. Религиозный опыт
  10. ОПЫТ ДЕТОРОЖДЕНИЯ
  11. ОПЫТ И МАСТЕРСТВО
  12. ОПЫТ ПЕЧАЛИ
  13. ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ