«Преобразующая» и «принимающая» активность

Модель Осгуда не позволяет различать деятельную любовь и алчность. Правда, и в языке они часто неразличимы. Чтобы приблизиться к пониманию «духовной любви», которая «движет солнце и светила», нужно отделить любовь от алчности.
Сделать это позволяет анализ такого атрибута любви, как активность.
Активность бывает двух видов: «преобразующая», направленная на изменение объекта, и «принимающая» объект таким, каков он есть 19. Различие между ними видно на примере проявлений активности любви: стремления быть вместе и стремления делать добро.
«Быть вместе» можно со-существуя и обладая. Делать добро можно помогая, т.е. меняя обстоятельства жизни любимого или изменяя его самого (например, воспитывая или перевоспитывая).
В первом случае объект для субъекта - активный, динамичный, жизненный, свободный. Во втором, наоборот, - пассивный, статичный, безжизненный, несвободный. В первом случае право объекта на автономию признается, во втором - нет.
В знаменитом «Философы лишь... о б ъ я с н я л и мир, но дело заключается в том, чтобы и з м е н и т ь его» выражена квинтэссенция этого различия.
К противопоставлению «преобразующего» и «принимающего» близки еще несколько дихотомий: «приобретательство (стремление к обладанию) - самоотдача», «финальность -инструментальность» 20, «корысть - бескорыстие», «эгоизм - альтруизм».
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме «Преобразующая» и «принимающая» активность:

  1. 4.4. О ПРЕОБРАЗУЮЩИХ МЕТОДАХ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
  2. ПРИНИМАЙТЕ МЕРЫ
  3. Забудская М.С. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПРИНИМАЮЩЕЙ СЕМЬИ И РЕБЕНКА
  4. В. В. Аверченко О ПОДГОТОВКЕ ПРИНИМАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
  5. Формы активности
  6. «ЭЙФОРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ВОВНЕ"
  7. АКТИВНОСТЬ
  8. СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
  9. АКТИВНАЯ БОРЬБА
  10. Активность социального индивида разворачивается
  11. 5.5. Полифоничность активности
  12. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ.