Причины «интеллектуальной» бессмысленности

Если модель мира - карта, осмысление определяет место явления на карте. Управляющий осмыслением контекст - аналог угла зрения. В зависимости от того, в каком контексте (под каким углом) рассматривать реальное («объемное», многостороннее) явление, оно предстает в том или ином виде и занимает то или иное место на карте.
Результат осмысления - объяснение явления и определение его ценности.
Объяснение порождает истинное знание о явлении из «истинных постулатов» (истин), соотнеся («связывая») с ними явление. Например, когда видишь плачущего ребенка, истина «дети плачут, когда их обидели» объясняет причину этого плача.
Определение ценности основано на соотнесении явления с тем, ценность чего бесспорна. Ценность явления (хорошо оно или плохо) определяется или тем, что в нем проявляется безусловная ценность (например, знание, что «правда - хорошо», делает проявления правдивости ценностью), или тем, полезно оно или вредно, помогает или мешает реализации безусловных ценностей (например, когда «свобода» является безусловной ценностью, знание, что «богатство обеспечивает свободу», делает ценным выигрыш в лотерею) 18.
«Интеллектуальная» бессмысленность, таким образом, является результатом либо отсутствия б е з ус л о в н ы х истин и ценностей, либо их противоречивости (привязка к разным истинам (ценностям) или разные способы привязки порождают взамоисключающие результаты - назвать дурака дураком хорошо, потому что говорить правду - хорошо, но плохо, потому что обижать - плохо), либо неумения связать осмысляемое явление с безусловными истинами (ценностями).
Отсутствие безусловно хорошего и истинного. Противоречивость
Бессмысленность вызвана отсутствием ценностей только при глубокой мизантропии. Это довольно редкий случай. Однако лежащая в основе мизантропии критичность - черта крайне распространенная. Обычно она проявляется в двойственности, когда к позитивным оценкам «подмешиваются» негативные - «с одной стороны, это - хорошо, с другой -плохо». Эти «ложки дегтя» портят «бочки с медом» - безусловные ценности, внося в
отношение к ним элемент двойствености. В отношении безусловных ценностей различие
между мизантропией и двойственностью непринципиально .
И то и другое превращает безусловную ценность в сомнительную.
Как критичность разрушает безусловность ценностей, так и склонность к сомнениям - безусловность истин.
И критичность и склонность к сомнениям имеют очень глубокие корни. И ценности («хорошее», «добро») и истины («правильное») в сознании тесно связаны с «антиценностями» («плохим», «злом») и ложью («неправильным»).
Представлений о хорошем и плохом, истинном и ложном очень много, и они внутренне противоречивы.
Если считать, что безусловная ценность существует в форме суждения - постулата о безусловной ценности, то формально определение ценности явления основано на порождении истинного суждения о его ценности.
19 Мизантроп не видит хорошую сторону в плохом. В мизантропическом отсутствии ценностей зеркально отражается их наличие у оптимиста, который не видит в хорошем плохое.
Явление, «хорошее» при одном способе оценки, при другом оказывается «плохим», и наоборот. Помощь другу - хороший поступок, но связанная с ним трата сил и времени, которые можно было употребить на еще более доброе дело, делает его плохим.
Также противоречивы суждения об истинном и ложном. Даже такие бесспорные, как «параллельные прямые не пересекаются», справедливы в рамках одной геометрии и ошибочны в рамках другой.
Противоречивость - неотъемлемое свойство вербального мышления. Уже только наличие разных по коннотату названий одного свойства (например, «высокий» и «дылда») обрекает оценочные суждения на противоречивость.
Еще одна причина противоречивости и двойственности оценок связана с выбором эталона. Давая другу двадцать рублей, поступаешь хорошо, так как мог бы не дать ничего, и плохо, так как мог бы дать и сорок.
Пока противоречивость не замечается, она и не беспокоит. Но духовная работа, постоянно требующая понимания, очень быстро делает противоречивость и ее следствие -двойственность - явными. Этот момент является исходным для формирования кризиса бессмысленности.
Заметив противоречивость, человек стремится устранить ее причины. Анализ этих причин быстро приводит к сомнению в исходных постулатах, на которых базируются противоречивые суждения.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Причины «интеллектуальной» бессмысленности:

  1. Причины «ценностной» бессмысленности
  2. Дезориентация и бессмысленность
  3. Бессмысленность - не данность, а наш выбор.
  4. Ложечкина Анна Дмитриевна ИЕРАРХИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОГНИТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАРУШЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ГЕНЕЗА
  5. Соотношение «интеллектуального» и «ценностного» смыслов
  6. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
  7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ
  8. интеллектуальная сфера
  9. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
  10. § 20. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
  11. ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  12. ПРИЧИНЫ
  13. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОСТ
  14. ПРИЧИНЫ