ПРИРОДА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Зачем человеку необходима этническая идентичность? Почему человек считает, что он принадлежит к той или иной этнической общности? А может необходимость иметь национальность и принадлежать к этнической общности - это рудимент прошлого в личности, от которого надо отказаться? Ответы на эти вопросы можно дать только при учете понимания потребностей человека, которые неоспоримо являются основными стимуляторами его поведения.
Американский психолог А. Маслоу (его точка зрения разделяется многими современными учеными) считал, что потребности человека строятся по иерархической системе:
1) низший, самый значимый уровень - физиологические потребности (если они не удовлетворяются, то не имеют значения и все остальные уровни потребностей);
2) потребности в безопасности, защите;
3) социальные потребности - принадлежность к группе, связь с другими людьми, принятие другими, получение дружбы и любви;
4) потребности «Эго» (личностные):
а) потребности в самоуважении, уверенности в себе, независимости от других, самобытности, уникальности своего «Я», достижениях, компетенции, знаниях;
б) потребность в репутации - в статусе, признании, в высокой оценке другими, в уважительном отношении со стороны других людей;
5) потребности в самоосуществлении, самоактуализации, в реализации своего собственного потенциала, в продолжении саморазвития, в творчестве.
Для осознания человеком необходимости в этнической принадлежности играют роль следующие потребности: 1) потребность принадлежать к общности, группе; 2) потребность в самобытности, уникальности своего «Я», уверенности в себе, независимости от других. Обе эти базовые потребности человека вступают в противоречие друг с другом. Необходимость удовлетворения обеих потребностей, безусловно, требует их согласования. Человеку, с одной стороны, важно удовлетворить свою потребность в принадлежности к общности, и для этого он идентифицирует себя с этой общностью и тем самым формирует чувство «Мы», столь необходимое для социализации личности, а с другой стороны, удовлетворяя потребность в самобытности, человек отделяет свою общность, указывая на ее специфичность по сравнению с другими общностями, формирует также социально необходимое образование сознания - чувство «Они». Сказанное хорошо подтверждается мыслями основоположника отечественной этнопсихологии Г.Г. Шпета, рассматривающего этническую идентичность как переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других [16].
В процессе социализации и индивидуализации личность создает стройную систему отношений к предметам, ее окружающим, к деятельности и к самой себе. В психологической науке совокупное отношение личности к самой себе соотносится с понятием «Я- концепция». Данный термин - это то, что человек значит для самого себя, это способ его поведения. «Я-концепция» складывается у личности двумя способами - персонификацией и идентификацией. Персонификация - это своеобразный психологический механизм, обеспечивающий перенесение своего «Я», своих личностных качеств на другого человека, механизм сравнивания себя с ним, оценка своих качеств в сравнении с аналогичными качествами другого. Например, родители постоянно персинифицируют себя со своим ребенком, стараются увидеть в нем те же личностные черты, которыми наделены сами. Нередкой может быть и персонификация руководителя по отношению к своим подчиненным, от которых им требуется такое же рвение, ответственность, дисциплина и пр., как у себя самого. Идентификация - это перенесение личностных качеств другого человека на самого себя, стремление актуализировать в своей личности те же качества, которыми надален избранный ориентир. Например, ученики в школе очень часто идентифицируют себя с любимыми учителями, подражают их поведению. Для молодых людей очень характерна идентификация с кумирами, звездами эстрады и другими знаменитостями. Таким образом, идентификация служит основой процесса подражания, персонификация же является предпосылкой принуждения.
Для этнической психологии очень важно решить вопрос о том, каким образом в «Я-концепции» складывается понимание этнической принадлежности, или как, за счет чего личность осознает свою принадлежность к определенному этносу.
Общеизвестно, что не существует личности вненациональной, - каждый человек на планете принадлежит к той или иной этнической группе. Появляясь на свет в определенной этнической среде, человек «строит» свою личность в соответствии с установками, традициями и обычаями социального окружения. Не возникает никаких проблем у человека, если его родители относятся к одной и той же этнической группе. Он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения. Эт- ничность такого человека строится гармонично, не входя в противоречие ни с окружающими его людьми, ни со своим внутренним миром. Основным механизмом формирования этничности служит подражание, человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью.
Значительно труднее процесс этнизации протекает у людей, родители которых принадлежат к разным этническим группам, а также у людей, родившихся в этнической среде, к которой их родители не принадлежат. В первом случае речь идет об этнических маргиналах, т.е. людях, имеющих по отцу одну национальность, а по матери - другую. Во втором случае речь идет о детях, внуках и правнуках эмигрантов.
Этническая идентичность, т.е. причисление себя к группе людей определенной национальности, представляет для этнических маргиналов значительную сложность в результате разбалансирова- ния, а порой и дисгармонии в системе отношений человека к самому себе. Однако особых проблем в жизнедеятельности такого этнического маргинала не возникает, если он живет в обществе, где люди разных национальностей мирно уживаются друг с другом. Для этнического маргинала в этом случае проблема этнической самоидентификации не является актуальной, она хотя и существует, но при этом находится как бы в «свернутом» состоянии. Эта потребность может стать актуальной для человека лишь в той ситуации, если общество начинает страдать от межэтнических конфликтов. Актуализация данной потребности в сочетании с условиями социальной среды и формирует у человека установку, на основе которой он должен будет осуществлять свою этническую идентификацию.
Этническая идентификация как механизм, с помощью которого человеком обретается осознание этнической принадлежности, т.е. его этническая идентичность, может, на наш взгляд, осуществляться по-разному. Во-первых, она может происходить на основе подражания. В этом случае человек либо осознанно, либо неосознанно копирует стереотипы поведения представителей той этнической общности, в которой он воспитывается. Во-вторых, она может осуществляться и на основе вынужденного принятия - за счет принуждения. Реальными орудиями такой этнической идентификации могут служить традиции и ценностные ориентации конкретной этнической общности. В-третьих, этническая идентификация может осуществляться на основе свободного осознанного выбора. Осознавая свою этническую раздвоенность и ориентируясь на собственную шкалу ценностей, этнический маргинал осуществляет выбор национальной принадлежности и в дальнейшем старается строить свою жизнь на основе этого выбора. Бывают, хотя и очень редко, случаи, когда человек может осознанно отказаться от национальной принадлежности и стать космополитом, т.е. человеком мира. В таких случаях отказ всегда строится на основе свободного выбора.
Процесс этнической самоидентичности детей и внуков эмигрантов также не прост и к тому же очень противоречив. Он, как правило, проходит под влиянием культурных ценностей, унаследованных родителями, и одновременно культуры новой для них социальной среды. Доказано, что уже третье поколение в семье эмигрантов отказывается от национальности своих предков и идентифицирует себя с людьми той национальности, в окружении которых оно родилось, взрослело, училось, профессионализировалось и т.д.
Согласно научным данным, люди чаще всего идентифицируют себя по следующим критериям:
1) по языку;
2) по общим со своим народом традициям и обычаям;
3) по профессиональной культуре;
4) по сходным чертам характера;
5) по общности исторической судьбы (историческое прошлое);
6) по месту жительства;
7) по внешности [9].
<< | >>
Источник: В.А. Кривошеев. ОСНОВЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. 2010

Еще по теме ПРИРОДА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ:

  1. Глава 1. ЭТНИЧНОСТЬ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
  2. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
  3. Структура и развитие этнической идентичности
  4. В.А. Кривошеее ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БЕЛОРУСОВ
  5. О ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ?
  6. Бублик М.М. ПРЕИМУЩЕСТВА ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  7. МАМЕДОВА З.З. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЕТИСОВ И АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ
  8. Баянова Л. Ф. Багаева М. Н. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОЗИТИВНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  9. Хаматкоева Л. Б. Шукашвили В. Ю. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
  10. И. Ш. Уруджева ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  11. Осьмак Е. О. ДИНАМИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЭМИГРАНТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ИЗ РОССИИ В США
  12. ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА МОНЕТАР-НЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ДЕНЕЖНЫЕ УСТАНОВКИ
  13. Лопухова О.Г., Харисова Г.Ф. развитие диагностического инструментария для оценки типа этнической идентичности