Психотерапия и психотехника преодоления духовного кризиса

Многие симптомы духовных кризисов хорошо знакомы психотерапевтам, так как постоянно встречаются в консультативной практике. Возникает вопрос: как соотносится традиционная психотерапия с психотехнической работой по преодолению кризиса?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сопоставить психотерапевтическую ситуацию с ситуацией преодоления духовного кризиса.
Такое сопоставление обнаруживает поверхностный характер сходства этих ситуаций. Принципиально различаются и их «герои», и стоящие перед ними задачи, и методы работы.
Клиентов психотерапевта редко отличает высокая духовность. Чаще это угнетенные культурными стереотипами жертвы обстоятельств: ошибок воспитателей, личных неудач и т. п. Их духовное развитие прекратилось рано, и к психологу их приводит отсутствие сил для борьбы с жизненными трудностями. Отличительной чертой этого контингента является немощь. Это своего рода «психические инвалиды».
Главная их проблема - дезадаптированность: неумение справиться с жизненными задачами. Часто внешняя дезадаптированность преобразуется во внутреннюю -неспособность справиться с собой. На ее решение и направлена психотерапевтическая работа
Слабость и неопытность клиента во внутренней работе не позволяют возлагать излишние надежды на то, что он может активно осмыслить и тем более изменить свою ситуацию (например, изменив структуру своей жизнедеятельности). Обычно психолог-консультант отказывается от длительной и трудной работы по пробуждению и укреплению внутренних сил клиента и идет по более легкому пути - дает «костыли», на которых клиент может «ковылять по жизни».
Консультант предлагает упражнения, смысл которых обычно не осознается клиентом (а иногда и консультантом), но которые тем не менее способствуют наступлению малоосознанного и непроизвольного улучшения. Часто такое улучшение связано с актуализацией аффектогенного подсознательного содержания (комплекса) и переживанием его в терапевтической ситуации - осознанием причин своих проблем.
Другими словами, обычно в психотерапевтической ситуации терапевт активно манипулирует пассивным клиентом.
Попытки изменить это положение, предпринимаемые в последние десятилетия некоторыми направлениями гуманистической терапии (гештальт-терапией, роджерсианцами и некоторыми другими), скорее смягчают, нежели коренным образом меняют общее положение.
Центральная тенденция (активно манипулирующий терапевт и пассивный клиент) все равно сохраняется.
По сравнению с типичным клиентом психологических консультаций человек, переживающий духовный кризис, более развит. У него больше сил, он адаптирован к окружающей действительности 7 и более-менее удовлетворен своим имущественным и общественным положением.
Его проблемы в другой плоскости. Ему нужно расчистить путь для внутреннего развития: определить направление, освободить и сосредоточить силы для движения в этом направлении. Если у обычного клиента психотерапевта не хватает грубой энергии для решения задач выживания, то духовный кризис говорит о нереализованном избытке тонкой энергии . Задача физического выживания решена; не решена гораздо более трудная задача реализации второй функции человека - единения с Миром.
У этой задачи нет простых решений. Нельзя надеяться на чудодейственные рецепты (снадобий или упражнений). Необходима длительная и трудная работа над всеми составляющими своего организма. В частности, эта работа должна происходить и в форме понимания множества непростых вещей, и в форме повышения сензитивности обычного и эмоционального восприятия, и в форме обретения самоконтроля.
Опыт духовной работы, без которой нет ни духовного развития, ни, естественно, и духовных кризисов, открывает переживающему кризис возможности, недоступные для типичного клиента консультаций.
Эти возможности связаны прежде всего с собственной «терапевтической» активностью, с «самотерапией», центральное место в которой занимает работа понимания и произвольного регулирования своей жизни. Если при этом используются и приемы психотерапии, их значение остается вспомогательным.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Психотерапия и психотехника преодоления духовного кризиса:

  1. Книга вторая ПСИХОТЕХНИКА ДУХОВНЫХ КРИЗИСОВ
  2. Психотехника и ее кризис
  3. 2.3. Психотехника и ее кризис
  4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДУХОВНЫМИ КРИЗИСАМИ
  5. 3. Психотехника и ее кризис
  6. Часть КРИЗИСЫ ДЕЗОРИЕНТАЦИИ. ПСИХОТЕХНИКА ПОИСКА
  7. Часть КРИЗИСЫ ОПУСТОШЕННОСТИ. ПСИХОТЕХНИКА ОЧИЩЕНИЯ
  8. ДУХОВНЫЕ КРИЗИСЫ
  9. Часть ТИПЫ ДУХОВНЫХ КРИЗИСОВ
  10. ПОНЯТИЕ ДУХОВНОГО КРИЗИСА Темнее всего в предрассветный час.
  11. Обычные и необычные явления. Духовный кризис
  12. Духовно-психические корни глобального кризиса
  13. ЗДОРОВЬЕ РУКОВОДИТЕЛЯ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВ И ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ
  14. Духовное обострение: обьяснение и врачевание кризисов Преображення
  15. Серебренникова Елена Александровна, Белова Дина Евгеньевна СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ДУХОВНЫЙ КРИЗИС МОЛОДЕЖИ
  16. 4.2. Психотехника и психология Б. Скиннера и культурология бихевиоральной психотехники
  17. Духовная смерть как результат фрустрации потребности в духовном