Симптоматика

Духовный кризис может проявляться в «объективной» и/или в «субъективной» форме.
Объективные проявления кризиса - ухудшение результатов духовной деятельности. Человек начинает хуже писать, рисовать, сочинять музыку, проповедовать, учить, лечить, решать задачи и т.
п.
Субъективные проявления заключаются в озвученных или неозвученных жалобах на свое состояние. Жалобы на неспособность работать могут быть как непосредственными, так и опосредованными жалобами на дезориентацию или на опустошенность. Впрочем, границы между ними весьма условны.
Непосредственные жалобы относятся к недовольству своим фактическим отказом от работы. Звучать они могут по-разному. Это могут быть жалобы на принципиальную невозможность сделать то, чтопредставляется ценным, например из-за того, что, улучшая ситуацию в одном, ухудшаешь ее в другом.
Это могут быть буквальные жалобы на неспособность: принципиальную для себя невозможность реализовать ценность - например, жалобы на «творческий паралич».
Это могут быть жалобы на незнание или неумение, когда считаешь, что в принципе способен реализовать ценность, но тебе не хватает знаний (умений). Жалобы на недостаток знаний представляют собой разновидность жалоб на дезориентацию.
Наконец, это могут быть жалобы на свое бездействие, когда знаешь, что и как должен делать, но тем не менее делаешь не то, что представляется должным (ценным), а нечто другое, ценностью для тебя не являющееся. Такое неделание ценного (и, что то же самое, делание неценного) переживается как бессмысленность.
Жалобы на дезориентацию («тупость»), типа «Ничего не понимаю и/или не могу понять», относятся к незнанию, что, для чего или как делать. Эти жалобы могут свидетельствовать о потере своего Я, потере Бога, смещении критериев, утрате ориентиров и т.п. При наиболее глубоких формах кризиса дезориентации происходит утрата смысла.
Смысл, утрачиваемый при дезориентации, отличается от смысла, отсутствие которого вызвано неделанием ценного.
При дезориентации теряется «интеллектуальный» смысл - связи с основными, безусловно истинными представлениями (постулатами, или аксиомами), которые делают явление понятным .
«Интеллектуальный» смысл содержит ответы на вопросы «Почему произошло явление?», «Что из него следует?», «Полезно или вредно оно для реализации ценностей?». За переживание «интеллектуального» смысла ответственна главным образом когнитивная система психики, хотя в оценке «полезности» выражен и эмоциональный компонент.
При неделании ценного утрачивается «ценностный смысл» - преимущественно эмоциональное приятие происходящего (прежде всего собственной жизни) - тот самый, который придает жизни любовь.
Оба вида смысла имеют общие черты в переживании: гармонии при осмысленности и дисгармонии - при бессмысленности явления. Но «интелектуальный» смысл имеет менее, а «ценностный» - более личностный характер.
Жалобы на опустошенность могут относиться к утрате ценных переживаний, «непродуктивной пустоте» (отсутствию мыслей), к притуплению восприятия («слепоте» и «глухоте», в том числе «эмоциональным», когда «не воспринимаются краски жизни»),
Причина отсутствия связи очень часто - в отсутствии (например, разрушенного сомнениями) постулата. Преодоление кризисов потери смысла происходит через обретение постулатов, которые по отношению к кризисам играют роль позитивных духовных начал.
эмоций («эмоциональной пустоте»: неспособности любить, отсутствию интереса, утрате вкуса к жизни) и т.д.
Притупление восприятия проявляется в нечувствительности к «мелким» (ответственным за различение похожих вещей) деталям и ослаблении связей между новыми впечатлениями и образом мира. Впечатления вызывают меньше ассоциаций.
Эмоциональная слепота проявляется, в частности, в ослаблении способности к переживанию чувства красоты. Эмоциональную реакцию вызывают только воздействия, относящиеся к удовлетворению потребностей, связанных с реализацией функции выживания (потребностей в пище, тепле, физической безопасности, в материальных предметах, в признании и т.п.). Значительная часть эмоций имеет негативную окраску, сигнализирующую о враждебности мира . Малозначимые для удовлетворения эгоистических потребностей «раздражители» не вызывают никаких или вызывают только слабые эмоциональные реакции.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Симптоматика:

  1. Драчева А.В. ПРОЯВЛЕНИЯ АЛЕКСИТИМИИ У БОЛЬНЫХ С ДЕПРЕССИВНОЙ СИМПТОМАТИКОЙ
  2. 10.12. Первый имплицитный пояс персональной идентичности - система транскоммуникативных Я-интенций личности
  3. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ У БОЛЬНЫХ НЕВРОЗАМИ И АЛКОГОЛИЗМОМ
  4. ПОНЯТИЕ ДУХОВНОГО КРИЗИСА Темнее всего в предрассветный час.
  5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ
  6. Павлова И.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ БОЛЬНЫХ НЕВРОЗАМИ, НЕ ПОЛУЧАВШИМИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
  7. Цымбал А. В. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ПЕРЕЖИВШИХ УГРОЗУ ЖИЗНИ
  8. КЛИНИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ НЕВРОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЙ.
  9. НЕСЕНЧУК В.В. ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ
  10. ГЛАВА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПАТОЛОГИЯ
  11. 2 этап: терапия поведением и элементами гештальт-терапии
  12. АЛЕКСИТИМИЯ
  13. ПОНЯТИЕ ДЕПРЕССИИ
  14. НЕЛЮБИНА А.С. СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ ПРИ СЕРДЕЧНО–СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ С ПОЗИЦИИ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
  15. ТЕОРИЯ