Структура и развитие этнической идентичности

В структуре этнической идентичности выделяются два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях своей этнической группы и осознание себя ее членом); аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней) [25].
Для обозначения составных элементов когнитивного компонента этнической идентичности используются самые разные термины - этнические ориентации, групповые концепции и др., но самым важным признается этническая осведомленность, которая включает знания об этнических группах - своей и чужих, их истории, обычаях, особенностях культуры. На основе этнической осведомленности у человека формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков. В качестве таких признаков могут выступать: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, мифы об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Значение и роль признаков в восприятии членов этноса могут меняться в зависимости от меры консолидации этноса, от характера историчесокй ситуации, от специфики этнического окружения.
Этническая идентичность - это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, на и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида [12, с. 49]. Аффективный компонент этнической идентичности, отражающий отношение к собственной этнической общности, может проявляться как в позитивных, так и в негативных аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа и т.п. Наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности выражается в отрицании собственной этнической идентичности, чувстве униженности, предпочтении других групп в качестве референтных и т.п.
В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами развития человека. Наиболее наглядную концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к этнической группе в 1951 году предложил швейцарский психолог Ж. Пиаже. Автор выделил три этапа формирования этнической идентичности:
1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности; в этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;
2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык; просыпаются национальные чувства;
3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [26].
В настоящее время в мире проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности.
Так, если первичные элементы диффузной идентификации с этнической группой некоторые ученые обнаруживают у детей 3-4 лет и даже ранее, то практически все психологи единодушны с Ж. Пиаже в том, что устойчивой этнической идентичности человек достигает в младшем подростковом возрасте. Именно в этом возрасте у человека отражение самого себя - личностная рефлексия - становится важнейшим новообразованием психики, самосознания. Российский ученый В.Ю. Хотинец, исследуя структуру этнического самосознания, экспериментально доказывает наличие в развитии этнического самосознания, наряду с типологическим уровнем, идентификационного уровня, появление которого соотносится именно с подростковым периодом жизни человека [15].
Этническая идентичность не статичное, а динамичное образование. Во-первых, процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Всевозможные обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности. Кроме того, на изменение этнической идентичности влияют не только бесчисленные обстоятельства индивидуальной человеческой жизни, но и факторы, обусловленные изменениями в жизни общества. Во-вторых, даже у детей последовательность стадий развития этнической идентичности и их временные границы не являются универсальными для всех народов и социальных ситуаций. В зависимости от социального контекста они могут ускоряться или замедляться.
В процессе социализации, когда каждому новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, человек приобретает все новые знания о межэтнических различиях и сходстве и более четко определяет свою принадлежность к конкретной группе. В результате каждый новый член общества неизбежно оказывается принадлежащим к тому или иному этносу.
Таким образом, люди образуют этнические сообщества, существуют внутри них, действуют по их правилам и традициям, потому что именно так они способны удовлетворить свои потребности, реализовать свои природные и социальные возможности, обеспечивать с помощью этнических установок и отношений взаимосвязь своего внутреннего психического мира с внешней природной и социальной средой. Этническая общность предоставляет человеку один из необходимых для него способов существования, самореализации. Другой, не менее необходимый способ жизнедеятельности человеку предоставляет общество - социум.
Сегодняшний мир людей, их взаимоотношения, взаимодействие, взаимоорганизация все более усложняются, становятся более разнообразными. Мировая тенденция развития цивилизаций состоит в том, что мир от однородности стремится к разнородности, все большему разнообразию. Кроме того, научно обосновано, что в будущем количество этносов увеличится, а этнический мир станет более пестрым, разноцветным, многоликим. И если общество будущего - это ансамбль личностей в расцвете их индивидуальностей, то мир будущего - это дружный ансамбль социумов и этносов в расцвете их самобытности и уникальности культур.
<< | >>
Источник: В.А. Кривошеев. ОСНОВЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. 2010

Еще по теме Структура и развитие этнической идентичности:

  1. Лопухова О.Г., Харисова Г.Ф. развитие диагностического инструментария для оценки типа этнической идентичности
  2. Глава 1. ЭТНИЧНОСТЬ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
  3. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
  4. ПРИРОДА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  5. В.А. Кривошеее ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БЕЛОРУСОВ
  6. О ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ?
  7. Бублик М.М. ПРЕИМУЩЕСТВА ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  8. МАМЕДОВА З.З. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЕТИСОВ И АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ
  9. Хаматкоева Л. Б. Шукашвили В. Ю. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
  10. Баянова Л. Ф. Багаева М. Н. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОЗИТИВНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  11. И. Ш. Уруджева ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  12. Осьмак Е. О. ДИНАМИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЭМИГРАНТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ИЗ РОССИИ В США
  13. ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА МОНЕТАР-НЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ДЕНЕЖНЫЕ УСТАНОВКИ
  14. Белякова М., Пенина С., Харитонова Т. ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ РУССКИМ: ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  15. УДК 159.922.Е.М. ОМЕЛЬЯНЮК ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОГРАНИЧЬЯ
  16. ГАТАЕВА Б.Т. ИЗУЧЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  17. В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  18. Гатаева Б.Т. ИЗУЧЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИ-ХОЛОГИИ
  19. РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  20. ДРУГОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ