ТЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ.

Одной из распространенных сюжетообразующих «дорожных» тем является тема возвращения, которая часто отражает стремление персонажа вернуться не только в прошлое пространство, но и в прошлое время. Возвращение может не быть связано с трансформацией героя (например, Одиссей в своем длительном и богатом приключениями возвращении на Итаку личностно не изменился), однако часто это история о невозможности возвращения к себе прежнему.
В «Путешествии в Икстлан» К. Кастанеды рассказывается о доне Хенаро, который однажды возвращался к себе домой в Икстлан, но был переброшен духом в неизвестную местность. Он снова начал свой путь в Икстлан, но не узнавал мест, а на пути попадались лишь фантомы, и постепенно он стал понимать, что никогда не сможет вернуться. «Иногда бывает я чувствую, что вот-вот, еще немного, еще один шаг и я дойду. Но этого не будет
никогда. На моем пути не попадается даже ни одного знакомого знака или указателя, который был бы мне привычен. Ничто больше не бывает прежним, ничто не остается тем же самым. То, что осталось там, позади, — потеряно навсегда. В той ситуации для любого из нас имеет значение лишь один-единственный непреложный факт: все, что мы любили и что ненавидели, все, чего желали и за что цеплялись, все это осталось далеко-далеко позади. Но чувства человека не умирают и не меняются. Поэтому маг отправляется в долгий путь домой, зная, что никогда не дойдет и что на земле нет силы, способной возвратить его в те места и к тем людям, которые им любимы. Этого не может сделать даже смерть» [12, с. 282 — 283]. В. Пелевин в эссе «Икстлан — Петушки» пишет: «...Икстлан, о котором говорит дон Хенаро, — не просто место, где тот когда-то жил, а символ всего, к чему стремится человек в своем сердце, к чему он будет идти всю свою жизнь и чего он никогда не достигнет.
А путешествие дона Хенаро — это просто иносказание, рассказ о вечном возвращении к месту, где человек когда-то был счастлив» [16, с. 79]. То же самое, по мнению Пелевина, происходит и в поэме В. Ерофеева «Москва — Петушки»: Петушки выступают идеальной и недостижимой целью, образом прошлого. Герой поэмы, стремящийся в Петушки, никак не может туда попасть: «Царица небесная, как далеко еще до Петушков! — сказал я сам себе. — Иду, иду, а Петушков все нет и нет. Уже и темно повсюду... «Где же Петушки?» — спросил я, подходя к чьей-то освещенной веранде... Все, кто был на веранде, расхохотались и ничего не сказали. Странно! Мало того, кто-то ржал у меня за спиной. Я оглянулся — пассажиры поезда «Москва — Петушки» сидели по своим местам и грязно улыбались. Вот как? Значит, я все еще еду?» [10, с. 109].
Это — тоже вечное возвращение к прошлому. Апофеозом невозможности возвращения является обращение в соляной столп Лотовой жены, которая захотела бросить последний взгляд на родной город [2, Ветхий завет, Бытие, 19:26]. Чувство необратимой и всеобщей утраты, относящееся не к чему-то конкретному, а к миру в целом, к миру, с которым человек больше не чувствует себя связанным — это ностальгия, переживание, направленное на стремление к целостности и попытку воссоздать разрушенную гармонию человека и мира. «По-видимому, то, что является предметом и своеобразным «продуктом» ностальгии — будь то идеальное магическое прошлое или иная, неизвестная родина — наиболее точно может быть описано как миф», —
пишет А. Б. Фенько. Поэтому Содом, Икстлан, Петушки, любой образ прошлого, к которому человек стремится в своих воспоминаниях, — это не конкретное время или точка на карте, а некий символ человеческой целостности [19].
<< | >>
Источник: ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ. ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ:МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. 2012

Еще по теме ТЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ.:

  1. ВЫБОРКА С ВОЗВРАЩЕНИЕМ И БЕЗ ВОЗВРАЩЕНИЯ
  2. Тема 4. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ
  3. ТЕМА 10. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
  4. ТЕМА 9. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  5. ТЕМА 4. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ И ПРОФОТБОРА
  6. ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДЕ
  7. ТЕМА 6. ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  8. ТЕМА 9. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  9. ТЕМА 10. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
  10. ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
  11. ТЕМА 8. СТРЕССЫ И КОНФЛИКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  12. Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА