УПРАВЛЕНИЕ

Разотождествление, рефлексия положения дел в себе позволяют отнестисъ к увиденному. Отношение может быть и позитивным и негативным. Следствие негативного отношения -желание улучшить увиденное, преобразовать Я-актуальное.
Преобразование состоит в признании одних реалий чужими, а других - своими. Акт признания может быть мгновенным, но он не ведет к немедленному изменению Я-актуального.
То, с чем произошло разотождествление, - «плохое» (например, чувство гнева) -действительно выводится из Я-актуального. Чувство гнева становится «чужим», но сразу не исчезает. Если разотождествление с «плохим» не сопровождается отождествлением с «хорошим» (например, чувством любви), «плохое» сохраняется и при ослаблении контроля снова входит в состояние самотождественности - природа не терпит пустоты.
Отождествление с «хорошим» - только кульминация управления Я-актуальным. Для отождествления с «хорошим» нужно, чтобы «хорошее» присутствовало в актуальном состоянии. Если, например, любви нет, то и отождествляться не с чем. От знания, что «нужно любить своих врагов», далеко до реальной любви.
Наиболее благоприятна ситуация двойственности, когда присутствуют два противоположных начала: чувства, мотива, гипотезы и т.п. Например, при борьбе двух мотивов, выбирая один (отождествляясь с ним) и отказываясь (разотождествляясь) от другого, можно реально управлять Я-актуальным.
Так же можно снимать внутренние противоречия. После разотождествления со взаимоисключающими представлениями совершается выбор одного из них для
28 Границу Я можно наблюдать даже визуально - как расстояние (несколько дециметров), ближе которого нельзя («неприлично») приближаться к другому.
В нью-йоркском метро в час пик, как бы ни был переполнен вагон, между людьми сохраняется это расстояние. Говорить о «давке» или «толчее» по отношению к американцам совершенно бессмысленно.
29 Это не единственный механизм снятия противоречий, но он иллюстрирует общий принцип управления при помощи разотождествления и отождествления.
отождествления .
Если «хорошего» нет в актуальном состоянии, но оно существует потенциально (как опыт переживания «хорошего»), его нужно актуализировать - воспроизвести опыт через припоминание, или проигрывание, или отождествление с множественным Я, пережившим такой опыт.
Наконец, если «хорошее» существует только в форме представлений о нем, не подкрепленных опытом, или не существует даже в такой форме, «хорошее» нужно создать.
Центральными моментами в управлении являются: рефлексия, определение отношения, синтез «хорошего» и выбор. Для реализации трех последних необходимы, во-первых, система отсчета, позволяющая различать «хорошее» и «плохое», и, во-вторых, средства создавать «хорошее».
Системой отсчета может быть (и, действительно, часто бывает) личностное ядро и/или личностный стержень. В этом случае увиденная картина соотносится с представлениями об идеале, а управление направлено на уменьшение расхождений с идеалом, например на замену «недолжных» переживаний переживаниями, которые «имеют на это право».
Недостаток такого управления - в противоречивости и неустойчивости личностного ядра. Для управления желательно иметь более «совершенную» систему отсчета. К счастью, такая система существует и к ней есть доступ.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме УПРАВЛЕНИЕ:

  1. 8.5.4. АКТИВНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
  2. УПРАВЛЕНИЕ
  3. 5. Психология управления
  4. ПРОИЗВОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  5. УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ
  6. 8.5.3. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ
  7. УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЭНЕРГЕТИКОЙ
  8. 8.2.1. ЗАДАЧА УПРАВЛЕНИЯ
  9. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ.
  10. УПРАВЛЕНИЕ ФЕРМОЙ
  11. Глава Управление эмоциями
  12. Управление общностью людей
  13. 10.2.5. УПРЕЖДАЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ
  14. ДОСЯГАЕМОСТЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ.
  15. 9.3. ИЗМЕРЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ