Установка на красоту. Поэтическое настроение

Больше всего на восприятие красоты влияет состояние субъекта, особенно его установка.
Восприятие - всегда «чтение» (понимание) сообщения, «зашифрованного» в явлении.
Одну и ту же вещь можно воспринимать по-разному.
В суете обычных дел (в погоне за имуществом, в доказывании собственной значимости, в поиске развлечений и т.д. и т.п.) роль восприятия - дать информацию о средствах и/или помехах в достижении цели. То, в чем нет такой информации, не замечается.
Прагматическое восприятие «читает» не вещь саму по себе («вещь в себе»), а «вещь для нас». В географической карте мы видим не картину разноцветных пятен причудливых форм, а схему местности. Однако прагматизм превращает в схему местности и горный пейзаж, в картине облаков на небе мы пытаемся «прочитать» прогноз погоды, а в скульптуре - ее стоимость.
Восприятие красоты - это прежде всего полноценное восприятие 30. «Надо смотреть, чтобы видеть». Такое восприятие имеет отличительные черты по сравнению с «обычным» восприятием в повседневной жизни.
При полноценном восприятии объект предстает во всей полноте его деталей. В знакомом объекте открываются новые, ранее не замечавшиеся свойства и связи с другими объектами. Объект открывается в новых ракурсах. И прежде всего он воспринимается как живой.
Полноценное восприятие эмоционально. Кроме чувства красоты, для него характерен интерес (чувство новизны) и любовное принятие объекта.
Для восприятии красоты (идет ли речь о пейзаже, архитектурном ансамбле, человеке или о чем-либо еще) нужно особое состояние - поэтическое настроение.
Поэтическое настроение требует внутренней чистоты, свободы от прагматизма и специальной, основанной на любви установки - стремления заглянуть внутрь вещи, увидеть ее жизненность (красоту). Такая установка раскрепощает индивидуальный дух.
Красивое всегда ново. Видя суть - воплощенный в вещи дух, мы погружаемся в его бесконечную глубину, в которой содержится весь мир. О надоедании при этом говорить не приходится.
29 Культурная обусловленность красоты подтверждается различиями культурных эталонов «красивого» и «безобразного». Для одних культур более прозрачны одни оболочки, для других - другие.
30 Восприятие редко рассматривают как самостоятельную деятельность. Однако, например, восприятие произведений искусства и самостоятельно, и часто самодостаточно.
В поэтическом настроении мы «читаем» «вещь в себе». Стремление понять ее в этом качестве - наш дар тому, что мы воспринимаем.

<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Установка на красоту. Поэтическое настроение:

  1. Красота
  2. Формирование чувства красоты
  3. ВАШ ВЫБОР: УСТАНОВКА НА БУМ ИЛИ УСТАНОВКА НА СПАД
  4. «Объектность» и «субъектность» красоты
  5. Чувство красоты и стремление к духовному
  6. Механизмы чувства красоты: временная организация и резонанс
  7. БЕЛЯКОВА М.В. ВЛИЯНИЕ ЭТАЛОНОВ КРАСОТЫ НА СТРУКТУРУ Я-КОНЦЕПЦИИ
  8. ВИДЫ НАСТРОЕНИЙ.
  9. 7.4.2. НАСТРОЕНИЕ
  10. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НАСТРОЕНИЯ.
  11. 2.3. НАСТРОЕНИЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН В ДАННЫЙ МОМЕНТ)
  12. ОСОЗНАНИЕ ПРИЧИНЫ НАСТРОЕНИЯ.
  13. НАСТРОЕНИЕ И ТЕМПЕРАМЕНТ
  14. Куликов Л.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАСТРОЕНИЯ
  15. МЕТОДИКА САН (САМОЧУВСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ)
  16. НАСТРОЕНИЕ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН.
  17. ЧТО ПСИХОЛОГИ ПОНИМАЮТ ПОД НАСТРОЕНИЕМ.