УВЕРЕННОСТЬ

— показатель однозначных, категоричных ответов типа «конечно» и «нет» о наличии мотивационных связей между событиями жизни. У мусульман мы наблюдаем более низкую степень уверенности в настоящем и в целом в картине жизни, чем в контрольной группе (таблица 4).
Значит, мусульмане мыслят в основном более «мягкими» категориями «может быть» и «скорее всего». Отсутствие категоричности в биографическом мышлении является показателем наличия богатого, многопланового внутреннего мира мусульман [4]. В подтверждение этой мысли можно добавить, что во время проведения диагностики некоторые мусульмане (25 %) задавали вопросы типа: «А если, с одной стороны, «вопреки», а с другой «благодаря»? или «А если событие приятное, но, с другой стороны, неприятное?» Полученные результаты показывают их гибкость, способность в жизненных планах учитывать неоднозначную детерминацию различных событий жизни.
3 Данные насыщенности в прошлом, настоящем, будущем в сумме должны дать 100 %. У двоих опрашиваемых контрольной группы в картине жизни присутствовали только так называемые «авантюрные события», т. е. между событиями отсутствовали причинно-целевые связи. Поэтому в нашем случае в контрольной группе «насыщенность» в сумме не равняется 100. Это указывает на наличие сложного биографического кризиса (одновременно нереализованности, опустошенности и бесперспективности).
Этот показатель интересен и тем, что студенты мужчины татарской национальности более категоричны, чем студенты мужчины русской национальности (неопубликованные данные Р. А. Ахмерова 2006 года). Если учесть то, что в нашем исследовании принимали участие студенты-мужчины татарской национальности, можно предположить то, что следование нормам жизнеосуществления Ислама способствует более гибкому биографическому мышлению.
Интересная аналогия прослеживается с представителями секты «Свидетели Иеговы». У них был выявлен завышенный показатель уверенности (93 %) по сравнению с контрольной группой (81 %) при высокой значимости различий (р < 0,001) [5]. Другими словами, у сектантов наблюдается высокая категоричность в восприятии своей жизни — однозначное, безальтернативное восприятие отношений и связей между событиями жизни, что является фактором риска выбора личностью деструктивного пути самореализации.
<< | >>
Источник: ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ. ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ:МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. 2012

Еще по теме УВЕРЕННОСТЬ:

  1. Смирнова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ В ТРЕНИНГЕ «УВЕРЕННОСТЬ ПЕДАГОГА»
  2. УВЕРЕННОСТЬ
  3. 7. ФАКТОР СПОСОБНОСТЕЙ - УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ 6.6%
  4. Упражнение 3. «Город уверенности»
  5. УВЕРЕННОСТЬ И АДАПТАЦИЯ
  6. ЧАСТЬ II СИЛА МЫСЛИ РОЖДАЕТ УВЕРЕННОСТЬ
  7. «ЧУВСТВО» УВЕРЕННОСТИ-НЕУВЕРЕННОСТИ (СОМНЕНИЯ)
  8. НАДЕЖДА — ЭТО "УВЕРЕННОЕ ОЖИДАНИЕ"
  9. ОПРОСНИК «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ» (С. РЕЙТАС)
  10. А.С. Одайник ВЛИЯНИЕ ЭФФЕКТОВ ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ НА СУБЪЕКТИВНУЮ УВЕРЕННОСТЬ
  11. ОТСУТСТВИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
  12. Петровичева Екатерина Владимировна ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ И ПОЛИМОДАЛЬНОЕ «Я»
  13. ГЛАВА ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО — УВЕРЕННОСТЬ
  14. Е.Н. Газогареева УВЕРЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ В СЕБЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
  15. РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОСТРАНСТВЕ ТРЕНИГА
  16. Смирнова Е.А. Изучение уверенного поведения студентов на педагогической практике
  17. ТРИНАДЦАТЬ ШАГОВ ПОВЫШЕНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
  18. Одайник Александр Семенович ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ УВЕРЕННОСТИ В ЗАДАЧЕ НА УЗНАВАНИЕ
  19. Говорин А.С. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ (ОШИБКИ И УВЕРЕННОСТЬ В НИХ)
  20. Е.В. Ремизова, А.А. Смирнов ПОВЫШЕНИЕ АДАПТИРОВАННОСТИ В ВУЗЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ