Вера в ценности и истины

Какие есть другие возможности для обретения смысла, кроме умозрительных рассуждений?
Прочные устои, незыблемые истины и ценности, которые придают жизни смысл, основаны на вере в них. Путь к смыслу - это путь веры и надежды на ее обретение, своего рода «богоискательство».
Эта вера должна быть искренней, твердой и последовательной. Во что (в кого) вера - важно лишь постольку, поскольку содержание позволяет ей быть таковой.
Путь веры тернист для рационалиста-скептика, в размышлениях осознавшего его необходимость. Но в нем - единственная надежда придать жизни смысл, не подверженный угрозе распада.
Когда вера в истины и ценности умозрительна, она очень хрупка. Любое противоречащее постулату веры умозаключение вызывает сомнения.
Прочной веру делает опыт. Тот, кто обжигался паяльником, твердо верит, что паяльник горячий. Боль от ожога является надежной основой его веры, что ожог - это плохо.
Пока находишься в области своего опыта, вопросы смысла не мучают - все понятно. Однако духовное развитие предполагает отход от опыта физического мира. Если при этом не приобретаешь новый опыт, то, лишаясь прочной основы, оказываешься среди умозрительных (во всяком случае, для себя!) конструкций.
Можно быть буквально напичканным чужими мнениями о прекрасной поэзии Пушкина. Но все это будут пустые слова, пока сам не переживешь эстетическое наслаждение от «Евгения Онегина» или восторг от «Бориса Годунова». Когда все разговоры окружающих о возвышающей душу поэзии можешь сопоставить только со своим умилением от стихов Асадова, привязка этих мнений к опыту остается очень умозрительной и не может обеспечить надежную «почву под ногами», теряя которую теряешь и смысл.
Обрести «почву» в имеющемся опыте можно, только отказавшись от духовного -ограничив жизнь сугубо материальными, «земными» вещами, «хорошесть» или «плохость» которых определяется тем, помогают они или мешают получать простые удовольствия (удовлетворять «физические» потребности).
Чтобы духовное развитие стало возможно, необходимо приобретение нового, духовного опыта - опыта новых истин и ценностей. Этот опыт делает умозрительную веру в новые истины и ценности настоящей Верой. Наличие вопросов смысла указывает на то, что нового опыта не хватает.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме Вера в ценности и истины:

  1. ИСТИННАЯ ВЕРА
  2. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА
  3. Вера и доверие
  4. НЕ К СЕБЕ, А К ИСТИНЕ
  5. «ИСКАЖЕНИЕ ИСТИНЫ»
  6. Третий корень силы воли — вера
  7. ТОЧКА ОТСЧЕТА И ИСТОЧНИК ИСТИННЫХ ЖЕЛАНИЙ
  8. СМОТРИТЕ НА ЖИЗНЬ В ИСТИННОМ СВЕТЕ
  9. Самореализация как выражение истинной природы человека
  10. ЧЕМ БЛИЖЕ К ИСТИНЕ, ТЕМ СИЛЬНЕЙ
  11. Признание ценности мудрости против признания ценности физических сил