«Внутреннее давление» и индивидуальное видение

Для «переплавки» впечатлений в художественный образ - центрального процесса «производства» - наличия «горячих» (обладающих высокой энергией) ингредиентов-впечатлений недостаточно. Необходимо высокое «внутреннее давление».
Впечатления должны быть «сжаты» большой силой в небольшом объеме («плавильной камере»).
«Объем» впечатлений определяется их тематическим (либо иным) сходством, а оно -индивидуальным видением, направляющим процесс организации (переплавки) впечатлений, - тем «стержнем», на который нанизываются впечатления.
Образ мира не отражает реальный мир ни полно, ни адекватно. Видя одно, человек не замечает другое. Кроме того, что один видит больше, а другой меньше, картины мира разных людей индивидуально-специфичны не меньше, чем отпечатки их пальцев. Каждый смотрит на мир через собственную призму.
Индивидуальное видение одних менее устойчиво. Их привлекает то одна, то другая
сторона явления 37. Других - более устойчиво.
Богатство впечатления определяется его «валентностью», числом и характером ассоциаций, которые оно способно вызвать, а «валентность» - разнообразием деталей и связей (внутренних и внешних).>
36 Восприятие человеком того, что имеет к нему отношение, и игнорирование остального означает, что, чем богаче внутренний мир, тем богаче восприятие. Обогатить отдельные впечатления можно, обогащая внутренний мир и делая восприятие менее прагматичным.>
37 Характер восприятия определяется доминирующим в настоящий момент множественным Я или доминирующей потребностью.
Если духовная жажда соответствует ширине «трубы», то индивидуальное видение -ее направлению. При сформированном индивидуальном видении направление постоянно. Все впечатления «ориентированы» одинаково: каждое содержит общий для всех аспект.
Ориентируя впечатления в одном направлении, индивидуальное видение ограничивает их объем и увеличивает «внутреннее давление». В получающемся при «переплавке» пра-образе общий аспект впечатлений оказывается усилен, а их энергетические заряды - суммированы. Такие «переплавленные» впечатления могут «выстрелить». Другой вопрос, что у одного вылетают пули, а у другого - ядра.
При несформированном индивидуальном видении, когда внимание направлено то на одни, то на другие аспекты действительности («труба» поворачивается то в одном, то в другом направлении), впечатления разрозненны, их энергетические заряды не суммируются и синтеза внутреннего содержания нет 38.
В результате может сложиться, например, ситуация, когда писатель умеет писать (художник - рисовать и т.д.), но писать ему не о чем.
Если «объем» исходного сырья (впечатлений) определяется индивидуальным видением, то «объем» промежуточных «полуфабрикатов» и конечного художественного образа -требованиями формы: канонами жанра, вкусами публики, ограничениями цензуры или самоограничением автора.
Отсутствие требований при неограниченной свободе снижает качество творческого
процесса, приводит «производство» в упадок .
Центральное направление работы по увеличению «внутреннего давления» связано с формированием индивидуального видения: фиксацией «угла зрения» - контекстов восприятия. Эти контексты задает «сжимающая сила» - замысел.
Психотехническая задача состоит в том, чтобы подчинить восприятие замыслу, в том числе целям оформления. Впечатления осмысляются с позиций их вклада в оформление. Естественно, при этом сам замысел должен быть сфокусирован - автор должен понимать, что и как он стремится сказать.
Наряду с фокусировкой замысла зафиксировать «угол зрения» помогает полное сосредоточение всей творческой энергии на работе.
Человек может заниматься разными вещами, распределяя свой ресурс (например, внимание) между ними. А может сосредоточиться на чем-то одном, направив весь ресурс туда. В этом случае его работа, естественно, будет эффективней. Часто менее способный человек, целеустремленно занимающийся одним делом, достигает больших результатов, чем более способный, но разбрасывающийся.
Другое условие поддержания высокого «внутреннего давления» - реализация только сильных замыслов, которые невозможно не реализовать.
38 Узкий специалист - узкий потому, что ограничивает ширину «трубы» - свое видение действительности. Однако он - специалист, потому что обладает этим видением.
39 Одна из опасностей творческого экспериментирования в том, что игнорирование требований формы и непонимание постепенности («плавности») культурного процесса чревато хаосом «культурных революций».
И наконец, необходимо самоограничение в выборе выразительных средств.
<< | >>
Источник: А.И.Зеличенко. ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ. 2008

Еще по теме «Внутреннее давление» и индивидуальное видение:

  1. 4.2. Шаманское видение.
  2. ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ РАЗ-ВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  3. ПРИКОСНОВЕНИЕ И ДАВЛЕНИЕ
  4. 9.5. Oтличия и сходство внутренних целей и внутренних причин
  5. «ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА»
  6. ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ (GROUP PRESSURE)
  7. Д.Я. Банникова МОЛОДЕЖЬ В СИТУАЦИИ ДАВЛЕНИЯ
  8. ТЕОРИЯ «ПОТРЕБНОСТЬ—ДАВЛЕНИЕ» (NEED—PRESS THEORY)
  9. ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ РАЗ-ВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  10. ДАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ