9.8.4. Особенности построения взаимоотношений студента с сокурсниками


В немалой степени взаимоотношения в студенческой среде определяются общим культурно-историческим (и социально-экономическим) фоном общественной жизни. Взаимоотношения студентов как бы отражают сложившуюся культуру отношений между людьми в самом обществе.
Поэтому трудно задавать какие-то готовые «образцы» таких отношений. Часто их диктует сама жизнь. И все это приходится грамотно учитывать или тактично (ненавязчиво) корректировать в своих собственным взаимоотношениях с реальными людьми и в реальную эпоху, переживаемую страной.
Кроме того, взаимоотношения студентов постепенно начинают копировать и отношения, складывающиеся среди их преподавателей и научных руководителей, о чем уже много говорилось выше. Поэтому все-таки остается надежда, что будущие психологи-профессионалы смогут взять все лучшее в этих взаимоотношениях своих учителей, а не только будут зависеть от стереотипов поведения, пропагандируемых средствами массовой информации и создаваемых обычными обывательскими примерами.
Условно можно выделить следующие проблемы, возникающие во взаимоотношениях студентов друг с другом:
1. Проблема взаимоотношений со студентами разных курсов. Как таковой «студенческой дедовщины» во многих психолого-педагогических вузах нет, хотя некоторое высокомерие и «покровительственность со стороны старших студентов по отношению к студентам младших курсов иногда наблюдать приходится. Это может провоцироваться и проявляться в несколько больших «льготах» старшекурсникам при расселении их в более «привилегированные» номера общежития, в предоставлении им больших возможностей при пользовании библиотекой, в проведении собственных исследований, в большем внимании к ним со стороны популярных и «модных» преподавателей и т.п. Хотя реально такая «дедовщина» не является существенной (не сравнить с современной российской армией!), но субъективно кем-то из студентов младших курсов это может восприниматься как некая существенная проблема. Самое простое здесь - поскорее вступить в неформальные (или даже дружеские) отношения с кем-то из студентов старших курсов, с молодыми аспирантами или учеными, что обычно и происходит уже на первых курсах.
Как это ни парадоксально, «дедовские» тенденции скорее проявляются среди сокурсников (учащихся одного курса), когда «выясняется», что кто-то сумел вступить в более дружеские отношения с некоторыми «престижными» преподавателями и учеными, обеспечив себе во многом свою будущую «карьеру». Вероятно, и к этому следует относиться с пониманием, поскольку в дальнейшей трудовой жизни от умения налаживать «нужные» деловые контакты во многом зависит и профессиональный, и жизненный «успех» молодого психолога. Психологический вуз является для этого своеобразным полигоном.
Иногда в связи с этим возникают некоторые моральные сложности. Например, поначалу студенты воспринимают «успехи» своего однокурсника в налаживании хороших отношений с преподавателями с «пониманием» и даже радостью, но потом могут обнаружить для себя, что суть этих отношений - не настоящая дружба преподавателей и студентов, а соображения «карьеры» (иногда такое неприятное открытие для себя делает и сам преподаватель, который поначалу также может воспринять «коммуникабельного» студента как возможного «товарища»). Ревность к популярным преподавателям может стать основой некоторой неприязни в самих студенческих взаимоотношениях. Но с этим сложно что-либо поделать и тем более «запрещать» преподавателям выбирать для себя «любимчиков», а для студентов выбирать себе «кумиров». Хотя и сказано - «не сотвори себе кумира».
2. Проблема построения взаимоотношений в преимущественно девичьих студенческих аудиториях. Эта проблема специфична именно для психолого-педагогических вузов (это «родная проблема» психологического образования), где большинство студентов - девушки. Для самих девушек такое положение создает сложности: ими не так восхищаются, как это могло бы быть в мужских (или хотя бы в реально «смешанных») аудиториях, что порождает некоторую неуверенность в себе, которую так важно преодолеть в себе будущим психологам. К сожалению, проблемы возникают и у студентов-юношей, у которых сначала «разбегаются глаза» от обилия девушек вокруг, но после приходит и некоторое «отрезвление», поскольку девушки часто даже не воспринимают своих однокурсников как «настоящих» мужчин.
Для молодых людей все это усугубляется тем, что профессия «психолог» не считается «денежной», и молодой человек, собирающийся стать психологом, нередко воспринимается как жизненный «неудачник» (при нынешней «рыночной» системе ценностей это вполне реальная проблема в молодежной среде). Чтобы не чувствовать свою «никчемность», студент-юноша вынужден нередко серьезно «подрабатывать» на стороне, чтобы хоть как-то показать свою способность «устраиваться» в этой жизни. В более благополучном положении находится те студенты, которые опять же налаживают хорошие деловые отношения с преподавателями и учеными, которые дают им возможность «подрабатывать» в сфере психолого-педагогических услуг.
Проблема «подрабатывания» студентов стара как мир. И постоянно перед творческим студентом стоит вопрос: что для него важнее - образование и диплом или «радости студенческой жизни»? Способность как-то совместить эти моменты является настоящим искусством и требует от студента проявления настоящего жизненного творчества. Иногда это позволяет студенту сформировать у себя готовность эффективно выполнять разные виды деятельности (в частности, хорошо учиться и все-таки зарабатывать себе на «карманные расходы»), но иногда это приводит к серьезному переутомлению и нервным срывам. Важно при этом рассчитать свои реальные возможности и все-таки выбрать приоритеты своего развития.
3. Проблема вхождения в учебно-профессиональную «тусовку». Как известно, во многих «солидных» и «престижных» учреждениях важную роль играет так называемое «общественное мнение», которое и создается неформальными группами студентов и сотрудников («тусовках»). В этих группах быстро обозначаются свои лидеры, которые стремятся с помощью зависимых от них людей устанавливать свое влияние на ситуацию в вузе, надеясь в перспективе как-то решить для себя и собственную профессиональную судьбу.
Обычно в такие престижные «тусовки» входят наиболее яркие и эффектные во внешнем плане студенты, молодые преподаватели и различные секретари с лаборантами (постоянные и «все знающие» сотрудники). Они быстро «определяют» близких себе по духу и помыслам людей, сами легко «сближаются» и даже «бережно поддерживают» выгодные для себя отношения, даже преодолевая в себе чувство зависти и скрытой ненависти друг к другу.
Важную роль в таких «тусовках» играет специально поддерживаемая и культивируемая с помощью определенных эстетических средств атмосфера «избранности» и «элитности» (особая манера разговора, демонстративные позы, ирония по отношению «ко всем остальным» и т.п.). Нам даже представляется, что читатель прекрасно понимает о чем идет речь, поскольку эти «тусовки» существуют в незначительных своих вариациях почти везде и легко опознаваемы.
Часто важную роль в успешной адаптации к вузу играет умение студента включиться в местную престижную социально-профессиональную группу - «тусовку», которая во многом подстраховывает своих постоянных членов и даже оберегает их от гнева преподавателей и администрации. Как уже отмечалось, такие «тусовки» во многом формируют общественное мнение и с ними вынуждены считаться даже самые строгие преподаватели и научные руководители. «Студент в тусовке» имеет гораздо больше шансов на успех в данном учебном учреждении. Но чтобы быть принятым в такую «тусовку», человеку также приходится идти на определенные внутренние (и не только внутренние) компромиссы, ведь в каждой «тусовке» строго расписаны ролевые позиции, и если молодой человек отказывается принять на себя какую-то роль, то в «тусовку» он, скорее всего, не впишется… Но принятие роли, т.е. соответствие ожиданиям окружающих, уже само по себе во многом ограничивает творческое самовыражение личности. И далеко не все готовы на такую жертву. •
В качестве типичной «платы» за вхождение в престижную «тусовку» можно выделить следующее: o
соответствие интеллектуальным, коммуникативным, статусным, декоративным (в плане одежды и внешнего вида), физиологическим и другим требованиям и нормам, характерным для данной группы. Если претендент недостаточно всему этому соответствует, то он вынужден «поработать над собой», иначе «тусовка» его либо отвергнет, либо определит для него очень невыгодный социальный статус (например, роль «козла отпущения»); o
ограничение определенной свободы действий и высказываний (претендент вынужден принимать мнения и оценки данной группы, даже если они несколько расходятся с его собственным мнением); o
ограничение в плане построения своей карьеры (или оснований для будущей карьеры). С одной стороны, «тусовка» значительно помогает («подстраховывает») человека, особенно в период его адаптации в учебном заведении, но с другой стороны, «тусовка» строго следит, чтобы каждый ее член «не высовывался», чтобы он находился в рамках отведенной ему роли. Например, во многих учебных и научных организациях можно встретить «вечных младших научных сотрудников» или «вечных кандидатов наук», так и не посмевших вырваться из рамок отведенного им социального статуса. o
терпеливое отношение к различным домогательствам и обидам со стороны признанных лидеров «тусовки» (начиная от шуток и «приколов», которые доставляют удовольствие многим членам «тусовки» и кончая сексуальными домогательствами); o
ограничения по отношению к своему досугу и различным увлечениям («тусовка» часто стремится контролировать не только деятельность в данной организации, но и весь образ жизни человека) и т.п.
4. Проблема выхода из учебно-профессиональной «тусовки». Естественно, такие «тусовки» часто дают человеку больше, чем требуют от него взамен. Но иногда человек чувствует, что пора вырваться из данной «тусовки» и освободиться от обязательств перед членами этой группы. Возникает проблема безболезненного выхода из учебно-профессиональной студенческой (или даже преподавательской) «тусовки». •
В этом случае нужно быть готовым «заплатить» за такое самовольство, а также просто иметь представление о том, какая это может быть «плата»: o
сплетни, наговоры, откровенное вранье; o
отказ в помощи при решении каких-то формальных или неформальных проблем; o
остракизм по отношению к тем, кто, минуя «тусовку», сумел быстро (быстрее, чем «положено») решить некоторые свои карьерные вопросы. Здесь действует известное еще со времен Аристотеля правило зависти: мы легко переживаем успехи дальних от нас людей, но успехи близких нам людей обычно не прощаем, ведь мы же знали их как «своих», как «таких простых людей», а они вот «выпендрились», оказались «лучше нас»); o
в наиболее примитивных группах и коллективах (что, кстати, мало зависит от общеобразовательного уровня) возможны и такие варианты «мести», как избиение, анонимные письма, апеллирование к старым грехам (например, разглашение личных секретов и слабостей человека) и т.п.
Но самый страшный вариант «расплаты» - это расплата чувством собственного достоинства. Различные способы проверки человека «на вшивость» - это, прежде всего, проверка его достоинства. Например, в тюрьмах новичка часто проверяют именно на наличие достоинства. Через некоторое время пребывания в камере, когда терпение кончается и очень хочется покурить или выпить настоящего чаю, новичку предлагают все это, но при этом заставляют его как-то унизиться («прокукарекать» или как-то еще развлечь «братву», кого-то ударить по наводке, раскрыть чьи-то секреты или даже… вступить в половую связь). И если человек, ради материальных благ (сигарет, наркотиков, крепкого чая или конфетки), готов унизиться, т.е. продать свое чувство собственного достоинства, то обычно ему быстро и надолго определяется самое низшее место в данной группе.
Интересно, что даже в преступном мире достоинство и честь (пусть даже примитивно понимаемые) часто стоят выше многих материальных благ, а вот в мире порядочных, да еще и образованных людей (которые на «свободе») достоинство все чаще становится разменной «монетой» для построения своего жизненного «успеха».
Иногда в «престижных» учебных заведениях могут иметься несколько конкурирующих «тусовок», что порождает для молодого самоопределяющегося человека «соблазн» с головой уйти в склоки и скандалы, возникающие между такими конкурентами, с целью «заслужить право» быть полноценным членом одной из «тусовок». Здесь опять следует вспомнить о том, что же именно хочет получить студент-психолог в вузе - профессиональные знания и способ научного познания мира или же опыт участия в склоках и интригах, которые возникают, в том числе и среди конкурирующих за «лидерство» групп самих студентов?
<< | >>
Источник: Неизвестен. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме 9.8.4. Особенности построения взаимоотношений студента с сокурсниками:

  1. Особенности построения взаимоотношений студента с сокурсниками
  2. Особенности построения взаимоотношений студента-психолог с преподавателями и администрацией вуза
  3. 9.8.3. Особенности построения взаимоотношений студента-психолога с преподавателями и администрацией вуза
  4. Рубцова Наталья Николаевна ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ.
  5. Марищук Л.В., Приходько А.А. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ГРУППАХ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ И ПСИХОЛОГОВ
  6. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
  7. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ИССЛЕДУЕМЫХ ГРУППАХ.
  8. Войт О.В. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЛЕНОВ «АЛКОГОЛЬНОЙ» СЕМЬИ
  9. СРАВНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНУТРИГРУППОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОТРУДНИКОВ И РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.
  10. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ И СПОСОБЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У КОГНИТИВНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
  11. Провоторова Янина Александровна ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ
  12. Арутюнян Нвард Давидовна, Григорян Агабабян Асмик, Вилена Грантовна Рубеновна ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФАКТОРА ПОЛА
  13. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ОТЛИЧНИКОВ