«ГАМЛЕТ» — «ДОСТОЕВСКИЙ»

Этико-интуитивный экстратим «Гамлет» (рис 35)

Структура типа «Гамлет» по методу качественных структур

 Структура типа «Гамлет» по методу качественных структур

«Гамлет» настроен потреблять исключительно рациональную информацию. Поэтому внутренне «Гамлеты» весьма консервативны и чрезвычайно привязчивы к установившимся отношениям.

В блоке «производства вовне» расположены динамичные, изменчивые, иррациональные элементы, это обусловливает внешнюю раскованность «Гамлета», экстравагантность его облика и непредсказуемость поведенческих реакций.

«Гамлет» — экстратим, в связи с чем содержание внутренней установки для него понятно, на него он может опереться психологически. Внешний мир для «Гамлета» представляет несомненный интерес, но он сложен и труден. Элементы, отвечающие за отбор высоковероятных событий с целью удовлетворения доминирующих потребностей, полностью связаны с внутренней установкой. Соответственно, внешний мир не имеет для «Гамлета» большой ценности сам по себе, он рассматривает его и изучает исключительно с целью удовлетворения своих доминирующих потребностей. Поведенческая позиция «Гамлета» при этом принимает пассивно-адаптационный характер при общей склонности к флегматическому темпераменту.

1-я функция — объектная этика

Требования к миру: это должен быть добрый мир. Мир любящий и заботливый. Старается сохранить сложившиеся однажды добрые отношения, часто наперекор объективным фактам. «Нелюбовь» вызывает агрессивную реакцию — уничтожить, разрушить, в мягком варианте — потребовать измениться. Романтик, пытающийся не видеть, игнорировать отношения, основанные на зависти, ненависти, конкуренции, силовой борьбе. Часто ищет прибежища в религиозных и мистических общностях, организованных по принципу «все люди братья и сестры, все должны заботиться друг о друге».

«Меня должны любить! Обо мне должны заботиться!» Часто это воспринимается как эгоизм, но необходимо помнить, что если «Гамлет» испытывает недостаток гарантированной любви и заботы, происходит ущемление доминирующих потребностей, что в свою очередь провоцирует комплекс неполноценности, размытость самоидентификации, самоутверждения, агрессию, направленную на себя.

O К борьбе за Любовь ко мне — становись!

«Гамлета», как и «Гюго», можно сравнить с отделом кадров: окружающие должны находиться на местах «согласно штатного расписания» и соблюдать поведенческую дисциплину в соответствии с тем же «штатным расписанием».

Впрочем, связь содержания 1-й функции с содержанием доминирующих потребностей делает «Гамлета» не столь консервативным и упрямым, вынуждает его хотя бы относительно корректировать свои требования и утверждения с объективно существующей, наличной ситуацией, что часто воспринимается другими как непоследовательность или чрезмерность в требованиях и желаниях.

O Я девочка-конфеточка! Про это знают все!

Все пусеньки, все бусеньки должны достаться мне!!!

2-я функция — субъектная интуиция

«Подвергаю всё сомнению!» — «Гамлету» не нужны и не интересны люди, у которых нет внутренних проблем. Предметом анализа он готов сделать все что угодно: внутренний мир человека, внутреннюю структуру любой социальной или производственной ситуации. Он наблюдателен и блестяще сопоставляет разрозненные факты и события. Это природный аналитик, исследователь, проповедник разнообразных систем верований и самых разнообразных систем знаний. Очень любят рассказывать сказки детям и взрослым.

O Вот результаты анализа: Йорик — бедный.

Но все же потребность в аналитиках и проповедниках в социуме весьма ограничена. К счастью, существует спрос на художественную деятельность, в которой способность к глубокому анализу внутреннего мира человека всегда востребована, особенно в литературе и театральном творчестве. Но если в силу тех или иных причин спрос на продукцию «Гамлета» отсутствует, тогда вся активность 2-й функции обращается на себя, что является весьма эффективным средством саморазрушения. На практике, это часто выглядит таким образом, будто «Гамлет» нарочно «сыпет соль на раны» и получает почти мазохистское удовольствие от страданий. Но это — сигнал о невостребованности.

O Попросите сказку у меня!

3-я функция — объектная сенсорика

«Могу все, все преодолею» — так предъявляет себя внешнему миру «Гамлет». Ради этого он готов преодолевать любые препятствия в тех областях деятельности, которые освоил. Признание его социальной успешности — вот главное условие положительной самооценки. Он действительно максимально надежен в совместной борьбе по преодолению внешних трудностей, ожидая в качестве приза победителю объективизированного признания своей успешности (слава, богатство, почет). Его мужество и упорство в достижении цели действительно впечатляют. Главная внутренняя проблема в том, что диапазон возможностей, как правило, с возрастом сужается. Вполне понятно, что «Гамлет» склонен создавать философские концепции, воспевающие общественное признание как высшую ценность, а также философские обоснования добровольного ухода из жизни, из профессии, из власти. «Уйти во время» — чтобы не позориться. Позор — это когда нет признания.

O Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее?..

А иначе — разобью!

4-я функция — субъектная логика

Для принятия окружающего пространства «Гамлету» необходимо чувство безотчетной уверенности в том, что в окружающей его ситуации ему все понятно, все укладывается в рамки здравого смысла.

O Ясно объяснили — ясно понимаю!

Его ощущение внятности ситуации во многом будет зависеть от того, насколько понятно структуру этой ситуации ему объяснят окружающие. Причем «Гамлет» должен быть уверен, что объясняют именно ему. «Гамлет» нуждается в постоянной субъективной ясности окружающего пространства. Никогда не следует обрисовывать ему окружающую ситуацию как хаотическую и недоступную пониманию. Это будет действовать как сигнал тревоги и «Гамлет» сделает все, что может, для того, чтобы эту ситуацию покинуть. Если же покинуть ситуацию объективно невозможно, наступает состояние предельной тревожности. Он психологически закрывается таким образом, чтобы выйти из ситуации хотя бы символически. Один из вариантов такой защиты — сонливость.

Представьте, как действуют на него фразы типа: «Тебе это будет трудно понять!» В ответ раздается: «Ну, раз я, по-твоему, глуп — так и не надо!».

O Хочу быть умным!

Но мир уж очень часто непонятен! Невнятен мир! И ты невнятен, добрый мой приятель!

— этико-интуитивный интротим «Достоевский» (рис 36)

Рис.

36. Структура типа ИМ «Достоевский» по методу качественных структур

 Структура типа ИМ «Достоевский» по методу качественных структур

«Достоевский» настроен воспринимать только рациональную, достоверную информацию и достаточно консервативную. Внешние поведенческие реакции «Достоевского» весьма спонтанны, неожиданны. Его поведение может эпатировать окружающих.

Склонен к пассивной адаптации и флегматическому темпераменту. Внешний мир ясен и прост. Внутренний — сложен и не предсказуем.

1-я функция — субъектная этика

Требования к миру: это должен быть достойный мир. Старается удержать таких людей и такие ситуации, которые ему однажды понравились. Недостойные люди — это люди недостойные любви и симпатии «Достоевского». Такие люди вызывают агрессивную реакцию отторжения, презрения, скрытой ненависти. Это тайные романтики, пытающиеся не замечать «грязи мира». Часто ищут прибежища в элитных социальных общностях, будь то элитные армейские части или орден иезуитов.

«Мир должен быть достоин моей любви и уважения! Достойные люди должны быть выделены из толпы!» Часто это воспринимается как презрение и насмешка, самовозвеличивание, но необходимо помнить, что у «Достоевского», если он не находит вокруг себя людей и ситуаций достойных его уважения, любви и восхищения, происходит ущемление доминирующих потребностей, что провоцирует накопление скрытой агрессии, которая может спровоцировать немотивированные агрессивные поступки. Любовь — чаще всего одна и навсегда. В этом внутренняя тайна «Достоевского».

Главный лозунг: достоинство и честь превыше всего! В зоне ответственности 1-й функции «Достоевского» тоже можно сравнить с отделом кадров: окружающие должны находиться на местах «согласно штатному расписания» и соблюдать поведенческую дисциплину в соответствии с тем же «штатным расписанием». Но автор этого «штатного расписания» — только он сам: он сам «назначает» или «увольняет» с должности.

Впрочем, связь содержания 1-й функции с содержанием доминирующих потребностей желает этических не столь консервативными и упрямыми, вынуждает их хотя бы относительно корректировать свои требования и утверждения с объективно существующей, наличной ситуацией, что часто воспринимается другими как некое уклонение от личной ответственности.

O И за что я его полюбила –

Ярко выраженного дебила?!

2-я функция — объектная интуиция

Специалист по синтезу целого, экспериментатор-исследователь сенсорной надежности.

O Нервных просьба покинуть зал!

Его экспериментаторские способности проявляются в умении разложить целое на составляющие элементы, подвергнуть их испытанию, а потом показать, как это целое может быть заново синтезировано, усовершенствовано.

O Только мне дано узнать,

Что вам нужно возжелать!

Гармоничный, целостный, непротиворечивый, совершенный мир — это мертвый мир для «Достоевского».

O Дефицит — великий двигатель общественных отношений!

Если не над кем или не над чем ставить эксперименты, он начинает ставить эксперименты на себе. Начинает разрушать себя, причем разрушать не физически (это же интротим), а разрушать себя как субъект, что означает очень вдумчивый способ сойти с ума. В ситуации полной изоляции 2-й функции он действительно чаще всего начинает сходить с ума. Ему очень нужен запрос: «У нас здесь хаос. Мы ничего не можем с этим сделать. Помогите!». И он вам поможет. Обязательно поможет, хотя и по-своему.

«Достоевский» в состоянии синтезировать целое из, казалось бы, несоединимых частей. Во имя идеального, он готов разрушить все неидеальное. Для людей с таким типом ИМ реальность — это поле боя за идеальное, совершенное. Ибо и мир и люди не совершенны по определению, иначе «Достоевскому» нечего делать. Рациональный идеалист.

O Каждому — свое!

Своим — спецформу!

3-я функция — субъектная сенсорика

«Выдержу любые испытания» — так предъявляет себя внешнему миру «Достоевский». Ради этого он готов к любой экстремальной деятельности: плавание в ледяной воде, покорение горных вершин, прыжки с парашютом. Предельно внимателен к абсолютной надежности используемого снаряжения, мебели, бытовой техники, транспорта и т.д. Замечает малейшую неисправность и устраняет ее, стремясь сделать это самостоятельно или поручив суперпрофессионалу. Высшее внешнее подкрепление положительной самооценки — звание «автономная боевая единица». Главная внутренняя проблема — постоянное напряжение, связанное с поддержанием пика формы, поэтому ищет ситуации, в которых может передать руководство своей деятельностью социально авторитетному источнику (старшему по званию, государственной системе и т.п.).

O Чтобы тело и душа были молоды,

Ты не бойся ни жары и ни холода –

Закаляйся, как сталь!

Склонны создавать философские концепции, воспевающие социальную иерархию, элитарность, чувство долга.

4-я функция — объектная логика

Для принятия окружающего пространства «Достоевскому» необходимо чувство безотчетной уверенности в том, что ситуация организована по известным ему правилам и законам, что эти правила и законы освящены традицией.

В любой ситуации он должен быть субъективно уверен, что существующий порядок вещей ему известен. Если «Достоевскому» не сообщили о том, какой порядок принят в данном месте, включая знания о том, кто, где должен стоять или сидеть, где должны находиться те или иные вещи, какова последовательность действий, какие документы надо предъявить и т.д. — он будет ощущать смутное беспокойство, испытывая подсознательное желание покинуть невнятную ситуацию. Если же покинуть ситуацию по объективным обстоятельствам невозможно, он начинает капризничать или дискредитировать данный порядок, провоцируя насильственное изгнание себя за пределы этой территории. Наиболее спокойно он чувствует себя в ситуации очевидного, общепринятого порядка вещей, например в бою.

O Армия — школа жизни! Да здравствует порядок, Единый для всех!

O Хочу, чтоб мир был неизменным! Остановить его хочу!

Январь 24, 2019 Коррекционная психология
Еще по теме
Н.В. АВДЕЕВА ОМСК, ОМГУ ИМ. Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО ИМИДЖ РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ ОМГУ ИМ. Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО)
В.Е. Семёнов ДОСТОЕВСКИЙ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ И РОССИЙСКАЯ ПОЛИМЕНТАЛЬНОСТЬ
Е.М. КОРОТЕЕВА, А.Г. КУЗЬМИНА ОМСК, ОМГУ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ, СКЛОННОЙ К ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ
К.С. МОХНАЧЕВА ОМСК, ОМГУ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОМ И РЕАЛЬНОМ ОБРАЗАХ ФИЗИЧЕСКОГО «Я»
ЛОГИКА НА 4-Й ФУНКЦИИ
СЕНСОРИКА НА 3-Й ФУНКЦИИ
Структура отношений социального контроля
ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С КВАДРОЙ «МЛАДШИХ РОДСТВЕННИКОВ»
ЭЛЕМЕНТЫ, ФУНКЦИИ (АСПЕКТЫ) - ТЕМПЕРАМЕНТ
ИНТУИЦИЯ НА 2-Й ФУНКЦИИ
СТРУКТУРА РОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
СТРУКТУРА «ДЕЛОВЫХ» ОТНОШЕНИЙ
Добавить комментарий