§ 7. ИМАГО-МЕТОД

Имаго-метод (от лат. «imago» — образ) — метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Метод предложен в 1966 г. И.Е. Вольпертом. Относится к группе методов коррекции, в основе которых лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению образа, мобилизации собственного жизненного опыта.

Первоначальный курс имаготерапии занимает от 3 мес до полугода, чтобы за это время было полностью изложено содержание всего произведения. Имаготерапия проводится в групповой и реже в индивидуальной форме. Клиенту предлагается ежедневно (до 2 ч) воспроизводить в поведении образ своего «Я» таким, каким он хотел бы стать. Постепенно продолжительность игры увеличивается и желаемый образ становится в какой-то мере привычным поведенческим стереотипом клиента.

Цели и задачи имаго-метода

. Создание для клиента условий, способствующих развитию у него способностей адекватного реагирования на возникающие неприятные ситуации. Таким образом, развивается деформированный образ «Я».

. Укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов человека, его коммуникативных возможностей.

. Развитие у клиента творческих возможностей по освоению новых ресурсов своего «Я».

. Тренировка способности к мобилизации жизненного опыта, развитие саморегуляции.

. Обогащение жизни клиента новыми переживаниями.

Во время коррекционной работы по имаго-методу человек создает динамический образ самого себя. Конкретные приемы здесь применяются самые разнообразные: пересказ литературного произведения с переводом рассказа в заранее заданный диалог; импровизированный диалог; импровизация заранее заданной ситуации; пересказ и драматизация

2 народной сказки; театрализация рассказа; воспроизведение классической и современной драматургии; исполнение роли в спектакле.

На первом этапе клиенту предполагается роль рассказчика либо слушателя.

Первоначальная и основная форма — рассказ, поскольку клиент, вживаясь в образ, переживает все те чувства, которые воображаемое лицо должно испытывать в данной ситуации. Образ для клиента подбирается психологом и является коррекционным в соответствии с его психологическим содержанием.

Наряду с пересказом литературного материала (как основной формы работы) применяется также импровизированная инсценировка типичной житейской ситуации -театр экспромта.

Задачей имаготерапии в этом случае является тренировка психологически адекватного поведения.

Второй этап представляет собой драматизацию рассказа. Некоторые фрагменты повести или романа, насыщенные драматическим действием и диалогами, разыгрываются в лицах. Большое значение приобретает также инсценирование того или иного эпизода из произведения, с которым работают клиенты.

Осуществляется инсценировка и вымышленных ситуаций, отсутствующих в произведении.

Проводятся занятия по технике речи, движений в такт танцу.

На третьем этапе имаго-метод представляет собой занятия в коррекционной драматической студии. В работе над произведением, образом используются хореографические фрагменты, драматические, комедийные спектакли. Отбор образов осуществляется исходя их психологических особенностей клиентов: невыдержанным,

эмоционально неустойчивым клиентами предлагаются образы сдержанных и рассудительных, склонных к анализу людей; клиентам с пониженным настроением полезно воспроизведение образов людей, непосредственно и эмоционально переживающих подъем.

К коррекционным факторам, используемым в имаготерапии, относят: отвлечение, убеждение, разъяснение, внушение, имитационное поведение, эмоциональную поддержку, обучение новым способам поведения.

Имаго-метод используется как метод коррекции состояния нервно-психического напряжения и для реабилитации клиентов через их личностное развитие.

Январь 24, 2019 Коррекционная психология
Еще по теме
4.2. НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ОПРОСНЫХ МЕТОДОВ. МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. МЕТОД АНАЛИЗА ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРАВНЕНИЕ РАНЖИРОВОК ПО МЕТОДУ СРЕДНИХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДУ МЕДИАН.
МЕТОД БЕКЕШИ, ИЛИ МЕТОД СЛЕЖЕНИЯ: ТОНАЛЬНЫЕ ПРОБЕЛЫ.
З.4. МЕТОДЫ ВЕРИФИКАЦИИ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ОБЪЯСНЕНИЯМ О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ, ТЕОРЕТИЧЕСКИХ, ОБЪЕКТОВ
МЕТОД «СРЕЗОВ» И МЕТОД ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ
3.2, МЕТОДЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ, НОМОЛОГИЗАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ. О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРОСТЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
4.1. НАБЛЮДЕНИЕ КАК БАЗОВЫЙ МЕТОД. МЕТОДЫ БЕСЕДЫ, АНАМНЕЗА
6.10. Методы математической обработки данных Методы дескриптивной статистики.
8.5.8. ВКЛЮЧЕНИЕ МЕТОДОВ АНЧ В МЕТОДЫ ВАР
Захватошина Ольга Венедиктовна Тиенар Ольга Николаевна ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА (СВРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ)
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ
Методы исследования
Добавить комментарий