КОНФЛИКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ: ИНТРАПСИХИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

С. Мадди, автор известной работы по теориям личности, считает, что все они могут быть разделены на три категории в зависимости от лежащих в их основе базовых представлений. Эти категории — модель конфликта, модель самореализации и модель согласованности.

В модели конфликта предполагается, что личность постоянно и неизбежно находится между двумя сильными, но противоположными друг другу влияниями.

Жизнь в соответствии с этой моделью необходимым образом представляет собой в лучшем случае компромисс, который реализуется в динамическом балансе этих двух движущих сил, а в худшем — обреченную на провал попытку отвергнуть существование одной из них. Существуют две версии модели конфликта. В психосоциальной версии источник одной из этих сил кроется в самом человеке, тогда как источник второй — в группах или обществе. В интрапсихической версии обе движущиеся силы возникают внутри самой личности независимо от того, рассматривается ли она как индивидуальная или как социальная сущность. Поскольку две эти силы изначально антагонистичны друг другу, в обеих версиях конфликтной модели делается акцент на их непосредственном содержании; считается, что изменить эти силы невозможно (Мадди, 2002, с. 31).

Примером представлений о личности, основанных на модели конфликта, по мнению Мадди, служит прежде всего теория Фрейда, а также теории Мюррея и Эриксона (с поправкой на то, что конфликт, в соответствии с их позицией, уже не является всеобъемлющим состоянием) и Салливена, базирующаяся на психосоциальной модели конфликта.

Точка зрения, согласно которой конфликт является важнейшим объяснительным концептом в психологии личности, не оригинальна: она так или иначе отражена в основных изданиях по теориям личности (Холл, Линдсей, 1997; Хьелл, Зиглер, 1997). Наиболее явное выражение понимание конфликта как интрапсихического феномена находит в психодинамическом направлении; суть последнего заключается «в представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 106).

Январь 24, 2019 Коррекционная психология
Еще по теме
О лучших качествах человеческой души
1. ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНФЛИКТА ОБЬЩЕННЫМ СОЗНАНИЕМ И НАУКОЙ
А. Р. ЛУРИЯ: «ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ»
3.2. Интрапсихическая коммуникация
ДУША ДУШИ
ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА (MIND—BODY PROBLEM)
СЛУЖАТ ЛИ ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА ОКНАМИ ЕГО ДУШИ
О СТАРОМ АФОРИЗМЕ «ГЛАЗА – ЗЕРКАЛО ДУШИ» ПО ИРИДО-ПУПИЛЛЯРНЫМ ДАННЫМ
Жизненный мир производится в процессе человеческой ПРАКТИКИ И ПРОИЗВОДЕН ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.
Вопрос 6. Особенности управления конфликтами. Предупреждение конфликта в организации
Салитова М. В. Шпицер Д. Д. КОНФЛИКТ ЦЕЛЕЙ - НОВЫЕ ГРАНИ В ПОНИМАНИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
А. В. Бузмакова ВОСПРИЯТИЕ КОНФЛИКТА И ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ
Внутренние конфликты. Конфликты с внешней средой
ВЫ ЧИТАЕТЕ ПО БУМАЖКЕ ИЛИ ПРОИЗНОСИТЕ/ДУМАЕТЕ НАИЗУСТЬ... ИЛИ ЖЕ ТОЧНОСТЬ ФОРМУЛИРОВОК СТОППЕРОВ, ПРОЩЕНИЯ И Т. П. НЕ ПРИНЦИПИАЛЬНА, МОЖНО ОТ ДУШИ ГОВОРИТЬ, ЧТО ДУМАЕШЬ?
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТА В ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ: ИГРОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И СОЗДАНИЕ КОНФЛИКТА
Добавить комментарий