Методика «Графический диктант»

Графический диктант проводится одновременно со всеми учащимися класса в один из первых дней учебы.

На тетрадном листе (каждому ученику выдается такой листок с указанием его имени и фамилии), отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся одна под другой три точки (расстояние между ними по вертикали – 7 клеток). Педагог предварительно объясняет:

«Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня – я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в классе). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь, я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь – на три клетки направо (слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске)».

После этого предлагается перейти к рисованию тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Во время работы над этим узором учитель ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и он следит только за тем, чтобы ученики не переворачивали свои листочки и начинали новый с нужной точки.

При диктовке надо соблюдать длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию, и их следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты.

Последующий текст инструкции таков:

«Теперь поставьте карандаши на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Перед выполнением заключительного узора преподаватель обращается к испытуемым со словами:

«Все. Этот узор дальше не надо рисовать. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Две клетки вниз. Одна направо. Три клетки вверх. Теперь продолжайте рисовать этот узор».

Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель (под диктовку) свидетельствует об умении ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; второй показатель – о степени самостоятельности испытуемого в учебной работе. И в первом и во втором случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:

1. Высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки.

2. Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.

3. Уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой не соответствует.

4. Низкий уровень. Ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.

Январь 24, 2019 Коррекционная психология
Еще по теме
9.2.3. ГРАФИЧЕСКИЕ ПЛАНШЕТЫ
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНШЕТОВ
6.4.1. ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕРМИНАЛЫ
6.5.5. ОБМЕН ГРАФИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ
ПАРАМЕТРЫ ГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНШЕТОВ
ТИПЫ ГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНШЕТОВ
Курчакова Н.В. Графические акценты в интернет коммуникации
8.5.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Новикова А.А. эффективностЬ чтения И воздействиесубсенсорной графической стимуляции
Баскакова Я.Э. Структура И уровЕНЬ развития художественно-графических способностей
СИСТЕМА ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ТИПА ИМ. РАЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗНЫЕ НАЗВАНИЯ ТИПОВ ИМ
УПРАЖНЕНИЕ 11.3. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ
А.В. ДЕЕВ ЧЕЛЯБИНСК, ЧГАА ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В КУРСАХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СИЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЕТОДИКА «НАКЛОН КРИВОЙ»
5.3. Методика диагностики рефлексивности (методика А.В. Карпова, В.В. Пономаревой)
Методика 4. Методика «Оцінка власного потенціалу «вигорання»
МЕТОДИКА «М-ЦД» (МОДИФИКАЦИЯ И.А. КРАСИЛЬНИКОВЫМ МЕТОДИКИ «УСЦД»)
Методика 3. Методика «Синдром «вигора в професіях системи «людина — людина»
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СГОРАНИЯ) МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» В. В. БОЙКО
Добавить комментарий