ПОРОГАМИ ОЩУЩЕНИЙ

называются величины (по интенсивности) раздражения, при которых ощущения возникают, могут сохраняться, а однородные ощущения отличаются друг от друга. Таких порогов три: нижний, или абсолютный, и верхний порог различения.
Нижний, или абсолютный, порог – это минимальная сила раздражения, при которой возникает едва заметное ощущение. Верхний порог – это наибольшая сила раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение определенного вида. Установлено, что нижним и верхним порогами, например ощущения цвета, являются колебания электромагнитных волн частотой от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) млммк, а ощущения звука – колебания звуковых волн от 20 до 20 000 Гц. Сверхвысокие по интенсивности раздражители вместо ощущений определенного вида вызывают боль.
Порогом различения называется наименьшая величина, на которую нужно увеличить или уменьшить интенсивность действующего раздражения, для того чтобы впервые возникло ощущение его изменения. Эта величина для каждого вида ощущений является определенной и относительно постоянной. Для зрительных ощущений она составляет 1/100, для слуховых – 1/10, для тактильных – 1/30.
Пороги ощущений тесно связаны с чувствительностью анализаторов. Однако зависимость между ними обратная: чем ниже абсолютный порог, или порог различения, тем выше чувствительность. Чувствительность и пороги ощущений неодинаковы у разных людей. Это зависит от многих факторов, в том числе и от врожденных особенностей личности. У человека с меланхолическим темпераментом чувствительность выше, чем у флегматика. Она также зависит от специфики профессиональной деятельности. Например, чувствительность, а следовательно, и соответствующие ощущения достигают высочайшей степени развития у дегустаторов табака, сыра, вина и т. д. Чувствительность зависит и от специальной тренировки в процессе деятельности. Отрицательное влияние на чувствительность и пороги ощущений оказывает утомление.
Следующая закономерность формирования ощущений – это адаптация. Она проявляется в приспособлении анализаторов к функционированию в изменяющихся условиях внешней среды и заключается в повышении или понижении их чувствительности. Такова, например, зрительная световая адаптация. Под влиянием яркого света всегда устойчиво понижается чувствительность зрительного анализатора. При переходе из темного помещения в ярко освещенную комнату требуется не менее 3–5 мин для того, чтобы глаз «приспособился» к повышенному (по сравнению с прежним) освещению.
В каждой системе анализаторов – зрительной, слуховой, кинестетической и др. – имеются анализаторные связи между корковыми элементами. Вместе с тем существуют и межанализаторные связи, которые обеспечивают взаимодействие анализаторов. Оно проявляется в изменении чувствительности одного анализатора под влиянием какого-либо другого или других. Установлено, что если музыкальное произведение сопровождать подобранной определенным образом гаммой цветов, демонстрируемых на экране, то чувствительность к музыке при этом повышается. Известно также, что слабое вкусовое ощущение кислого повышает зрительную чувствительность. Общая же закономерность взаимодействия ощущений проявляется в том, что слабые по интенсивности раздражения одного анализатора (следовательно, не очень яркие ощущения) повышают чувствительность другого; сильные же, наоборот, понижают ее. Это имеет важное практическое значение и позволяет говорить о своеобразии сенсорной организации человека, которая представляет собой определенный уровень развития различных видов чувствительности и своеобразие связей между ними у каждого человека. Сенсорная организация является одной из существенных характеристик индивидуальности, она формируется на протяжении всей жизни человека под влиянием специфических условий различных видов его деятельности.
Восприятие, в отличие от ощущений, – психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. В восприятии синтезированы (объединены) многие ощущения, хотя оно не является их простой суммой. Например, штангист, захватывая гриф штанги, не только видит ее, но и ощущает толщину грифа, холод металла, меру «сцепления» пальцев рук с грифом. Все эти ощущения обобщаются в один целостный образ штанги. В этом выражается предметность и целостность восприятия.
Еще одна особенность восприятия – структурность. Она заключается в том, что восприятие – это не просто сумма ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т.
е. его структура.
Для восприятия характерны и другие особенности: константность, осмысленность, апперцепция. Константность восприятия характеризуется тем, что в определенных границах человек воспринимает предметы как относительно неизменные. Она обнаруживается, например, при зрительном восприятии формы и цвета предметов. Так, классная доска воспринимается черной, потолок белым и при ярком солнечном освещении, и при тусклом свете пасмурного утра, и при электрическом освещении. Конечно, константность восприятия сохраняется не всегда, она может изменяться (например, при очень ярком и быстро меняющемся цветовом освещении). Тогда естественные цвета предметов начинают как бы смещаться в сторону бликов цветового освещения. Так, в зависимости от сменяющих друг друга ярко-красного, фиолетового, зеленого цветов освещения меняется цвет костюма фигуриста, цвет лица у актера.
Константность восприятия имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения человек сталкивался бы с «новыми» предметами и перестал бы узнавать то, что ему было известно раньше. При этом точность, быстрота восприятия предметов были бы значительно снижены, а это, в свою очередь, затрудняло бы возможность человека ориентироваться в процессе трудовой, учебной, спортивной деятельности.
Следующая особенность восприятия – осмысленность. Восприятие – это не только чувственное отражение, но и осознание предметов, их осмысливание. В процесс восприятия включено и мышление. Воспринимая предмет, человек стремится вслух или про себя словесно назвать его или соотнести с какими-то другими похожими предметами. В этом выражается не только осмысленность, но и обобщенность восприятия. Осмысленность хорошо проявляется, например, при восприятии незавершенных рисунков, когда чувственные и логические элементы познания выступают в единстве, обнаруживая неразрывную связь восприятия и мышления.
Для восприятия характерно также и явление апперцепции – зависимости от жизненного опыта человека, интересов, запаса знаний, ценностных ориентации и установок. С апперцепцией связаны целенаправленность и избирательность восприятия, индивидуальные различия в восприятии одного и того же предмета разными людьми. Например, воспринимая лыжи, мастер, производящий их, будет фиксировать внимание на материале, из которого они изготовлены, качестве их изготовления, художник-дизайнер – на внешнем оформлении, начинающий спортсмен – на соответствии лыж росту, весовым показателям, опытный тренер, выбирающий лыжи для своих учеников, будет оценивать их всесторонне.
Восприятие – это процесс, в котором отражаются и особенности реально существующих качеств и отношений предметов внешнего мира, служащих источником восприятия, и своеобразие субъективной деятельности личности. Своеобразие сенсорной деятельности в определенных условиях также может влиять на увеличение роли субъективных качеств восприятия. Примерами этому служат иллюзии восприятия, нарушение константности, явления одновременного и последовательного контрастов, взаимоотношения фигуры и фона восприятия. Многообразие чувственного отражения личностью окружающего объективного мира проявляется в восприятии предметов, пространства, движений, времени, человеческих отношений и в восприятии человека человеком.
Полученные знания, имеющийся опыт, представления памяти включаются в процесс восприятия. Всякий новый предмет осмысливается и определяется в системе имеющегося интеллектуального и эмоционального багажа личности. Благодаря тому, что в акт восприятия включено мышление, уже на уровне чувственного познания совершается осмысливание и первоначальное обобщение.
В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер – становится наблюдением. Систематическое наблюдение, приносящее глубокое удовлетворение и помогающее решать волнующие вопросы, может стать более или менее длительным интеллектуальным состоянием личности. Постоянное культивирование наблюдения, а также потребности практической профессиональной деятельности способствует выработке наблюдательности как устойчивой черты поведения или деятельности личности, ее характерного свойства.
<< | >>
Источник: В. П. Соломин, О. В. Шатровой, Л. А. Михайлов, Т. В. Маликова. Психологическая безопасность учебное пособие. 2008

Еще по теме ПОРОГАМИ ОЩУЩЕНИЙ:

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ АБСОЛЮТНЫХ ПОРОГОВ ОЩУЩЕНИЙ
  2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОРОГ (ПОРОГ РАЗЛИЧЕНИЯ)
  3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОРОГ (ПОРОГ РАЗЛИЧЕНИЯ)
  4. ГЛАВА 1. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
  5. §4. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ, ИХ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ФОРМЫ. СТАТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ, ИХ ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА
  6. ПОРОГИ
  7. АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ
  8. ПОРОГИ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
  9. §4. СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. ОБЩИЕ КАЧЕСТВА СЛУХОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ
  10. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОРОГ
  11. ПОРОГИ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И СТАРЕНИЕ
  12. ПОРОГИ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
  13. ПОРОГИ ВОСПРИЯТИЯ ДВИЖЕНИЯ
  14. ПОРОГИ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И СТАРЕНИЕ ОРГАНИЗМА
  15. 1.2.1. ВРЕМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ ПОРОГА СЛЫШИМОСТИ (ВПП)
  16. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ