АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье показано, что одним из способов мыслительных механизмов, определяющих успешностьв достижении вершин профессионального мышления руководителя, межет служить иадситуативиый анализ развивающегося отражения профессионалом ситуации своей управленческой деятельности.

Требования современного науковедения указывают: чтобы акмео- логия отвечала статусу научной дисциплины, она должна соответствовать критериям актуальности, современности, перспективности, самостоятельности и фундаментальности. Наполнение акмеологических знаний конкретным содержанием осуществляется в тесном сотворчестве со всеми заинтересованными представителями других областей наукознания и социальной практики управления развитием учреждений образования. Рассмотрение акмеологии как «высшей математики человекознания и человековедения» представляется привлекательным и перспективным для общества, ориентированного на прогресс, на гармоничное развитие каждого его члена.

Под психологическими механизмами понимается система различных условий, средств, отношений, связей и других психических явлений, обеспечивающих развитие качеств творческого мышления. Профессиональное мышление наряду с общими механизмами имеет свою специфику, которая определяется своеобразием решаемых задач и условиями труда. Основываясь на рассмотренных положениях метакогнитивного подхода, в ходе проведенного теоретического и эмпирического исследования (М.М. Кашапов, 2000, 2006) в качестве психологических механизмов нами были выделены те, которые способны оказывать наиболее действенное влияние на развитие и функционирование качеств творческого мышления профессионала.

1. Механизм творческого мышления, по мнению Я. А. Пономарева, И.Н. Семенова, Н.Г. Алексеева (1982), как способ конструктивной саморегуляции и саморазвития личности в проблемно-конфликтной ситуации составляет конфликт интеллектуальных содержаний и рефлексивно осмысленных и отчужденных личностных содержаний.

2. Рождение нового связано с нарушением привычной системы упорядоченности: с переструктурированием знания или с достраиванием знаний посредством выхода за пределы исходной системы знаний. Р. Ассад- жоли рассматривал творчество как процесс восхождения личности к «идеальному Я», как способ её самораскрытия. Одним из основных психологических механизмов самораскрытия творческого процесса является позитивное переструктурирование своего опыта. Динамика самораскрытия творческого процесса: интуиция, вербализация, формализация. Рождение нового связано с нарушением привычной системы упорядоченности: а) с переструктурированием знания или с достраиванием; б) с переструктурированием проблемной ситуации посредством модификации тех или иных базисных черт её проблемности, что влечет за собой изменение в межличностном взаимодействии; в) с осуществлением выхода за пределы исходной системы знания.

3. Поиск неизвестного с помощью механизма «анализ через синтез» (C.J1. Рубинштейн). Этот механизм означает выявление свойств объекта через установление его взаимосвязей с другими объектами. В процессе решения любой задачи происходит расчленение ее на несколько частей: что известно, что надо найти (анализ), а потом результаты решения данных вопросов объединяет в единый, который и будет ответом к задаче. Одним из способов изучения мыслительных механизмов, определяющих успешность педагогической деятельности, может служить анализ развивающегося отражения профессионалом ситуации своей деятельности (через анализ представленности в сознании знаний о ней).

4. Поиск неизвестного на основе взаимодействия интуитивного, спонтанного и логического, рационального начал. Ход удовлетворения потребности в новом знании всегда предполагает интуитивный момент, вербализацию и формализацию его эффекта; то решение, которое можно назвать творческим, не может быть получено непосредственно путем логического вывода. Рождение нового связано с нарушением привычной системы упорядоченности: с переструктурированием знания или с достраиванием знаний посредством выхода за пределы исходной системы знаний.

5. Поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма. Под ассоциациями понимается установление взаимосвязей между явлениями на основе наличия у них сходных или различных признаков.

6. Соотношение интериоризации и экстериоризации как двух сторон единого эвристического процесса. Интериоризация как формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). Экстериоризация (от лат. Exterior — наружный, внешний) — процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся в ходе интериоризации внешней социальной деятельности человека. Поиск неизвестного осуществляется с помощью следующих эвристических приемов: а) переформулирование требований задачи; б) рассмотрение крайних случаев; в) блокирование составляющих; г) аналогия.

7. Механизм творческой рефлексии: осознание и понимание, каким образом происходит творческое изменение и улучшение деятельности. Данный механизм характеризуется переосмыслением и перестройкой субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, направленной на преобразование себя, своих личностных черт, в том числе креативных, и окружающего мира.

8. Механизм перехода с ситуативного уровня профессионального мышления на надситуативный позволяет профессионалу в более полной мере актуализировать собственный творческий потенциал (М.М. Кашапов, 2000). Такой механизм осуществляется через речевые конструкции + рефлексивные средства (осознание того, что стоит за рамками конкретной ситуации. Реализация мета-позиции в осмыслении происходящего характеризуется отсутствием ситуационной, внешней детерминистической зависимости) + внешняя помощь (обучение приемам надситуативнош мышления). Учет данного механизма позволяет успешно формировать у будущих специалистов приемы надситуативнош мышления как психологическу ю основу творческого профессионального мышления. Актуализация данного механизма осуществляется с помощью способности к самотранценденции, означающей способность человека к выходу за пределы наличной ситуации, обеспечивающей ему возможность самоизменений и саморазвития. Находясь внутри ситуации, трудно понять, что происходит. Нужно подняться над ситуацией. Для этого необходимо установить общности между элементами проблемности компетенции, возникающими в профессиональной деятельности, и элементами проблемности компетентности, затрагивающими личностные характеристики субъекта профессиональной деятельности. Характер выполняемой деятельности неизбежно изменяется под влиянием изменившегося субъекта мышления.

Человек, приобретая адекватные профессиональной деятельности особенности мышления, в определенной степени изменяет саму эту деятельность. Разработанные нами методы динамического моделирования («Сценарный метод» и др.) позволяют установить механизм функционирования надситуативнош уровня профессионального мышления (М.М. Кашапов, 1991). Данные методы, основанные на процессе распознавания, рефлексии и классификации ситуаций, способствуют выходу на продуктивные виды деятельности. Овладев механизмом перехода с ситуативного уровня профессионального мышления на надситуативный, творчески думающий профессионал начинает мыслить, занимая мета-позицию, от продуктивного, успешного завершения ситуации. Обратимость мышления означает умение мыслить, поднимаясь над решаемой ситуацией, от конца к началу, от дебюта к финалу. Ориентация на достижение позитивного, нового отличает, как показали наши исследования, эффективного профессионала от неэффективного (М.М. Кашапов, 1989; Т.Г. Киселева, 1998; Е.В. Коточигова, 2001; Т.В. Огородова, 2002; И.В. Серафимович, 1999; Ю.В. Скворцова, 2004, Е.В. Каганкевич, 2009 и др.).

9. Механизм когнитивной интеграции. Д.Н. Завалишина, рассматривая механизмы функционирования зрелого интеллекта, выделяет механизм операционной интеграции, основной формой реализации которого является постоянное образование новых операционных структур, представляющих собой достаточно устойчивые, целостные интеграции различных операционных элементов (перцептивных, логических, интуитивных), адресованных разным аспектам действительности.

10. Творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности рассматривается Я.А. Пономаревым также через призму соотношения осознанных и неосознаваемых механизмов по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы проявляет активность сознательное, затем на этапе решения — бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения на третьем этапе занимается сознание. Механизм творческого акта состоит, по мнению Д.Н. Завалишиной, в «выходе за пределы» исходного уровня психического обеспечения деятельности, преобразования ситуации, в подключении (или специальном формировании) новых «пластов», «планов» психической организации субъекта. В результате продуктивный процесс становится многомерным, гибким.

11. Механизм акмеологической и синергетической альтернативы является способом снятия рассогласований в профессиональной деятельности. Это обнаружение такого варианта выхода из ситуации, который не только устранял бы её исходную противоречивость, но и заставлял бы сами противоречия «работать» на преодоление друг друга. Работа профессионала не может стать творческой, если не обеспечены её механизмы диссоциации и ассоциации. Разложить действительность на элементы, освоить их для того, чтобы потом в конкретных условиях быть способным целенаправленно воссоединить их в необходимой комбинации, — вот суть творческого мышления профессионала. В.Д. Шадриков считает, что в качестве операционных механизмов мышления выступают познавательные способности, причем в мышлении отдельные познавательные способности интегрируются, проявляются системно в режиме взаимодействия.

12. Механизм интерпретационных обобщений. Интерпретация предполагает понимание не только того, что происходит, но и того, что это значит для личности, как на нее влияет. Интерпретация в этом значении становится возможной в ситуации социального взаимодействия. Интерпретация характеризуется выработкой своего отношения к познаваемому.

13. Механизм самооценки — оценивание профессионалом своих действий и деятельности в целом и внесение в нее на основе анализа творческих корректив.

14. Механизм саморегуляции — сознательное воздействие профессионала на самого себя с целью реализации своего творческого потенциала.

15. Операциональные механизмы — это внутренние психические образования когнитивных действий, участвующих в процессе переработки профессиональной информации и принятия решений. Механизм операционной интеграции обогащает функциональную систему познавательных процессов человека и адаптирует её к профессиональной деятельности, которую он осваивает.

16. Работа профессионала не может стать творческой, если не обеспечены её механизмы диссоциации и ассоциации. Разложить действительность на элементы, освоить их для того, чтобы потом в конкретных условиях быть способным воссоединить их в необходимой — соответственно ситуации! — комбинации, — вот суть творчества.

На следующем этапе работы были теоретически обоснованы и эмпирически проверены соответствующие стадии творческого мышления профессионала «КРЕАТИВ». В каждой стадии имеется описание более 20 интеллектуальных качеств. Все изучаемые на тренинге качества, а их более 140, в своей совокупности образуют творческое мышление профессионала. После рассмотрения конкретного качества участникам тренинга предлагаются тестовые задания, упражнения, приемы и другие тре- нинговые процедуры. Специфика тренинга состоит в том, что отдельные функции профессионала вычленяются и развиваются в специальную деятельность с тем, чтобы впоследствии в сокращенном и автоматизированном виде включить их в целостную ткань творческой работы субъекта. Творческое мышление состоит из следующих основных мыслительных стадий, каждая из которых выполняет свою особую функцию (КРЕАТИВ — акроним): 1) К — комплексный анализ решаемой ситуации означает всесторонний подход к восприятию, осмыслению и пониманию противоречий, составляющих ядро конфликтной ситуации; 2) Р — разнообразный, веерообразный поиск оптимального решения, позволяющий с минимальными затратами добиться творческого результата; 3) Е — единодушное принятие решения. Единодушное, (сбалансированное между аргументами «за» и «против») согласованное принятие творческого решения; 4) А — активная реализация решения; 5) Т — текущий контроль за исполнением решении;. 6) И — интерпретация результатов; 7) В — выводы, «вытяжка» — извлечение уроков на будущее, завершающая рефлексия.

Таким образом, одним из способов изучения мыслительных механизмов, определяющих успешность в достижении вершин профессионального мышления руководителя, может служить именно надситуативный анализ развивающегося отражения профессионалом ситуации своей управленческой деятельности (через анализ представленности в сознании знаний о ней). Применение данного анализа позволяет отметить, что эффективность акмеологических и психологических механизмов возрастает, когда они выступают комплексно.

Январь 24, 2019 Педагогическая психология
Еще по теме
М. М. Кашапов НАДСИТУАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
МЕХАНИЗМ РУКОВОДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ ПРОФЕССИ-ОНАЛА В РУСЛЕ МЕТАКОГНИТИВНОГО ПОДХОДА
Михайленко О.И. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАЩИРИНСКАЯ О.В., СЕМИНА О.Б. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
2.2.4. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Добавить комментарий