ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Авторы акцентируют внимание на формирование профессионально-педаго- гического мышления у будущих учителей музыки. Описана схема формирования музыкального мышления у учащихся педагогического колледжа. Подчеркивается значимость формирования музыкально-педагогического мышления у учащихся.

Идеи Л.С. Выготского о характере взаимодействия и внутренних условий развития, о переходе внешних практических действий во внутренние умственные действия и образовании на этой основе общих понятий развивались П. Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным и другими специалистами в области формирования мышления у учащихся общеобразовательной школы. Менее исследовано формирование мышления учащихся на уроках музыки. Совершенно недостаточно изучен этот вопрос в средних специальных и высших учебных заведениях, которые готовят учителей музыки. Не установлено, какие практические действия должен выполнять учащийся, чтобы у него сформировались мыслительные действия анализа, синтеза, сопоставления, обобщения, систематизации, чтобы сформировалось самостоятельное музыкально-педаго- гическое мышление.

Музыкальное мышление является специфическим отражением действительности в форме музыкальных образов и понятий. Необходимым компонентом музыкального мышления являются эмоции. На протекание музыкального мышления влияют различного рода ассоциации из области искусства, литературы, житейские, из воспоминаний других музыкальных отрывков и мелодий, синестетические образы. С их помощью можно стимулировать музыкальное мышление, в частности, переход действий внешних практических во внутренние мыслительные действия с музыкальным материалом. Необходимо отметить, что основу музыкального образа составляет «внутреннее звучание». Музыкальный образ обозначается словом и осознаётся через вербализацию.

Формирование музыкального мышления мы осуществляли у учащихся Гродненского педагогического колледжа на уроках музыкальной литературы. Изучив опыт учителей-новаторов и достижения психологической науки, мы выделили некоторые условия формирования музыкального мышления учащихся.

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сопоставления, обобщения осуществлялось с применением разработанных нами схем, которые помогали учащимся определить характер музыкального произведения, его жанровые особенности и другие средства музыкальной выразительности.

Пример такой схемы:

• характер музыки (лирическая, эпическая, драматическая, трагическая, героическая; оживлённая, жизнерадостная, стремительная, взволнованная, изящная, сумрачная, тяжеловесная, шутливая, мужественная, скорбная, элегическая и т.п.);

• тип мелодии (скачкообразная, плавная, синкопированная, размашистая, пластичная и т.п.);

• жанровые истоки (марш, танец, песня);

• регистр (средний, высокий, низкий);

• ритм (прерывистый, пунктирный, равномерный);

• лад (мажорный, минорный, переменный);

• темп. Гармония. Оркестр.

По мере овладения данным уровнем анализа музыкальных произведений потребность в подобной схеме у учащихся исчезала. Осуществляемые ранее по схеме мыслительные операции стали навыками. Одновременно в процессе выполнения этих операций были усвоены ключевые музыкальные понятия.

Более глубокий уровень анализа-синтеза проявился в процессе характеристики музыкального произведения в целом, где учащимся предлагались схемы последовательности ответа. Например, при изучении оперы предлагалась следующая схема: 1) история создания и сценическая судьба оперы, место данного оперного произведения в творчестве композитора; 2) параллель с литературным первоисточником; 3) жанр, идея, композиция (завязка, ку льминация, развязка); 4) тип оперы (сквозное или номерное развитие); 5) разбор оперы по действиям; 6) роль оркестра; 7) роль хоровых сцен. Аналогичные схемы учащиеся получали для работы над симфоническим произведением и характеристикой творчества композитора.

Схемы, являющиеся своего рода алгоритмом изучения произведения и подготовки ответа, отнюдь не сковывали творческое мышление, они выполняли функцию внешней систематизации изучаемого материала, довольно сложного для учащихся.

Постепенно эта функция становилась внутренней, и учащиеся самостоятельно систематизировали новый материал, не опираясь на схему.

Следующим этапом в формировании музыкального мышления учащихся было обучение анализу-синтезу структуры музыкального произведения, его интонационного развития, тех приёмов, которые его обеспечивают. Такому анализу учащиеся обучались в процессе опроса, направленного на осмысление различных сторон музыкального произведения и выявление степени отчётливости усвоенных понятий. При этом также предлагалась схема развития основных тем произведения. Приведём пример схемы развития I части симфонии № 103 ми бемоль-мажор И. Гайдна:

1) вступление;

2) экспозиция (главная партия, побочная партия, связующая партия);

3) разработка (какие из тем и в какой последовательности звучат в разработке? какие приёмы развития использованы?);

4) реприза (сокращённая);

5) кода (построена на теме вступления).

Работа по схеме сочеталась с обобщением учащимися учебного материала, продолжалась работа над ключевыми понятиями, смысл которых расширялся с помощью дедуктивных умозаключений, что способствовало развитию дедуктивного мышления учащихся.

Дальнейшая работа по формированию музыкального мышления учащихся была связана с развитием умений обобщать, делать выводы и давать развёрнутую характеристику музыкального произведения, как правило, состоящего из нескольких частей, разделов, включающего в себя несколько мелодических линий. С этой целью учащимся предлагались конкретные задания для самостоятельного изучения каждой части музыкального произведения, т.е. был организован углубленный анализ по схеме. Предварительно преподаватель давал учащимся общую характеристик творчества композитора, кратко останавливался на истории жанра изучаемого произведения. Поскольку музыкальный материал был незнаком учащимся, преподавателю необходимо было указать в экспозиции начало всех тем.

После завершения аналитической работы учащимся предлагалось составление развёрнутой характеристики изучаемого музыкального произведения.

Было замечено, что составление характеристик целого музыкального произведения приводит к формированию мыслительных навыков анализа, сопоставления, обобщения. Накопление таких навыков — необходимое условие формирования самостоятельного музыкального мышления.

На основе данных навыков можно формировать музыкально-педа- гогическое мышление. Для этого учащимся поручалось проводить опрос однокурсников, объяснение нового материала, составление методических разработок по темам школьной программы, самостоятельное изучение новых тем, составление вопросов проблемного характера и т.п.

Таким образом, активизация мышления учащихся является цельным и последовательным процессом постепенного вовлечения учащихся во всё более сложную профессионально-педагогическую деятельность. Кроме того, необходимо отметить, что эффективность перехода действий по схемам во внутренние мыслительные действия повышается при условии:

а) намеренного использования ассоциаций из разных видов иску сств, литературы, других музыкальных произведений, житейского опыта учащихся;

б) прогнозирования и предупреждения преподавателем трудностей усвоения отдельного музыкального произведения или его частей;

в) дифференциации обучения с учетом типа музыкального мышления учащихся.

Список литературы:

1. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе / Б.В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — JL, 1973.

2. Готсдинер, A.JI. Музыкальная психология / A.JI. Готсдинер. — М., 1993.

Январь 24, 2019 Педагогическая психология
Еще по теме
Большакова Екатерина Викторовна РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Ю.С. НЕСТЕРОВА НИЖНИЙ ТАГИЛ, НТГСПА ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Михайленко О.И. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
А. А. Алексеева УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Теоретические основы формирования профессиональной культуры будущего учителя
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Засекина Л.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
4.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТОГО ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Виноградова ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЕЙ
Голишникова Е.И. Психолого-педагогические условия формирования логического мышления школьников с ЗПР
С. М. Шингаев ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ» У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Добавить комментарий