СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ

Знание истории Отечества, чувство живой связи с ней, понимание каждым ответственности за судьбу своей Родины сегодня значимо как никогда. А.И. Солженицын писал о том, что к концу XX века русский вопрос стоит недвусмысленно: быть нашему народу или не быть? И если не принять должных усилий для сохранения исконно русских традиций, истории, то, как бы ни пришлось вычеркивать слово «русский» из словарей. Эта проблема остается актуальной и по сей день.
Жизнь людей определяется не только событиями их родины, но и история страны складывается из судеб её великих сынов. Многие известные деятели определяющим условием процветания и развития Отечества считали правильную организацию воспитания подрастающего поколения. И сами верно прослужили Родине во благо просвещения своего народа. К.Д. Ушинский считал воспитание одним из величайших дел истории. История педагогики России – это судьбы её выдающихся педагогов и просветителей, достижения которых нередко были оплачены высокой ценой. История нашей страны, как в капле воды, отразилась в судьбе каждого из них.
Ответственность за судьбу Отечества, высокие нравственные, морально-психологические и этические качества – всё это тесно связано с патриотизмом. Общественное сознание со временем претерпевало изменения, но сущность и цель духовно-нравственного воспитания оставались неизменными – формирование личности, ориентированной на высшие ценности и способной преодолеть свои индивидуалистические интересы во благо другого (ближнего, товарища, Отечества, Идеи) [6]. Как связывали судьбу страны, ее благо и развитие, свою судьбу выдающиеся педагоги и просветители прошлого с образованием народа?
М.В. Ломоносов – великий русский ученый мирового уровня всю жизнь посвятил науке, просвещению. Воспитание национальной гордости и достоинства, бережное отношение к русскому языку и культуре, преумножение их богатств было для Ломоносова главным смыслом жизни. [7]. Развитие науки, процветание государства Ломоносов видел в неразрывной связи с развитием образования в России. Целью воспитания он считал формирование гражданина-патриота – человека с высокой нравственностью, любовью к науке и знанию, с бескорыстным служением Родине. Михаил Васильевич заложил научные основы педагогики в России, рассмотрев все вопросы образования с материалистических позиций. Он упорно боролся за то, чтобы создать условия для получения образования широкими слоями населения, готовить своих ученых, образованных людей, которые принесут славу России. Идея народности в отечественной педагогике у Михаила Васильевича неразрывно связана с гуманизмом и демократизмом. Свои идеи он реализовал в проекте Московского университета и гимназий при нем, в своей преподавательской деятельности, первым стал читать лекции на русском языке.
На протяжении всей своей жизни М.В. Ломоносов занимался организацией учебного дела в стране, реформировал работу академической гимназии и университета, внедрял элементы классно-урочной системы в обучении, разрабатывал учебные планы и программы по различным предметам, создавал методические пособия, занимался разработкой вопросов управления и других педагогических проблем. С именем М.В. Ломоносова связано начало формирования истинно национальной русской школы. Ученый считал, что каждый человек должен быть счастлив, вкладывая в понятие «счастье» возможность служить на благо Отечества.
Н.И. Пирогов– известный общественный деятель, врач, педагог, зачинатель общественно-педагогического подъема XIX века тоже главным вопросом жизни считал воспитание. Судьба Н.И. Пирогова связана развитием медицины, образования, общественного движения России. Он по-новому обосновывал цель воспитания, видя ее в воспитании высоконравственного человека – «юного атлета» жизненной борьбы. «Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и моряки, и юристы, а главное, у вас будут люди и граждане». Став попечителем одесского, а позднее киевского учебных округов, Н.И. Пирогов многое сделал для улучшения дела образования в России. А.И. Герцен оценил его отставку как «одно из мерзейших дел России дураков против России развивающейся».
К.Д. Ушинский – великий русский педагог, основатель отечественной научной педагогики и народной школы России, рассматривал образование как одно из величайших дел истории. К.Д. Ушинский вскрыл великую социальную роль воспитания и родного языка, их значение в развитии страны, сохранении и развитии культуры, народа. «… воспитателям мы вверяем нравственность и ум детей наших, вверяем их душу, а вместе с тем и будущность нашего отечества». Будучи по образованию блестящим юристом, он всю жизнь посвятил делу образования в своем Отечестве, борьбе за народную школу. В его судьбе отразились взлеты и падения, периоды реформ и контрреформ, признания его трудов и отстранения от деятельности.
Л.Н. Толстой – создатель религиозно-нравственного учения, которое он сам называл «наука жизни»[9], считал, что без учений о душе, Боге и нравственности не может быть разумного знания, науки, воспитания.
Кропотливая работа над педагогическими сочинениями и педагогическая деятельность в качестве учителя народной школы, позволили Л.Н. Толстому проникнуть в суть важнейших проблем обучения, воспитания, развития детей. Яснополянская школа – это претворение в жизнь прогрессивных педагогических воззрений Толстого, своеобразная педагогическая лаборатория. И, несмотря на кратковременное существование, работа школы, вызвала интерес и живой отклик в России и за рубежом. Лев Николаевич был убеждён, что народ, стремится к образованию и это стремление, составляет естественную и вечную народную потребность. Л.Н. Толстой с большим воодушевлением занимался народной школой, считал этот период самым счастливым временем своей жизни, тем самым тесно связав свою судьбу с судьбой народа и России.
В.А. Сухомлинский, выдающийся украинский педагог, в буквальном смысле отдал свое пламенное сердце детям. Он разработал идею о личностно–развивающем подходе к обучению, развитии познавательной активности и самостоятельности, творческом подходе к овладению знаниями, создании оптимальных условий учебной деятельности для каждого ученика, содействии проявлению индивидуальности в условиях коллективного обучения. [8]
Основой педагогической теории и воспитательной практики В.А. Сухомлинского были вечные общечеловеческие ценности, такие как жизнь человека и смысл жизни, семья и брак, доброта и милосердие, совесть, способность понимать другого человека. Его Павлышская школа реализовывала цель воспитания настоящего человека, сына своего отечества, народа, представителя ее истории и культуры. Всё, о чем писал и что делал Василий Александрович, выстрадано, пропущено через сердце, продумано и проверено его богатейшей научно-практической деятельностью.
С.П. Титов – алтайский педагог, сельский просветитель. Степан Павлович рассуждал о таких понятиях как учитель, ученик, воспитание, развитие. Известный педагог доказал, что воспитание воли и характера нельзя осуществлять в отрыве от содержания всей многогранной учебно-воспитательной работы школы, в отрыве от процесса формирования сознания. Учитель, по мнению Титова, должен быть образцом культуры для детей и взрослых. Он считал, что пропаганда отечественной культуры и искусства занимает огромное значение в процессе формирования полноценной, разносторонней личности [5].
Проанализировав жизненный путь и творческую педагогическую деятельность великих педагогов и просветителей, можно сказать, что они горячо любили свою Родину. Ведь только небезразличный человек способен трудиться во благо Отечества. Теория и практика выдающихся ученых, педагогов тесно переплеталась с историей России. Педагоги работали в тех областях педагогической практики, которые требовали реформирования, новых открытий. Решая актуальные проблемы своего времени, каждый внес свою лепту в богатое историко- педагогическое наследие своего Отечества.
Вопросы развития, обучения, воспитания были и будут актуальными всегда. Ведь именно от того, как будет воспитано подрастающее поколение, зависит будущее нашей страны. Учитель во всех его проявлениях, является примером для детей. И от его личности, труда зависит то, насколько успешно последующее поколение сможет вести в дальнейшем полноценную жизнь – продуктивно взаимодействовать с обществом, трудиться, самореализоваться, воспитывать своих детей. Благодаря самоотверженной деятельности великих ученых-педагогов и педагогов-практиков, связавших свою судьбу с образованием, мы можем с гордостью говорить о высоких достижениях российской педагогики. Жизнь их крепко переплелась с историей России, их судьба и Родина – едины.
Библиографический список
1. Беляев, В. И. М.В. Ломоносов – основоположник отечественной педагогики / В. И. Беляев // Педагогика. – 2011. – №8. – С. 24.
2. Григорьев, К, Хандрос, Б. Н. Павлыш - продолжение легенды / К. Григорьев, Б. Н. Хандрос. – М.: 1976. – С. 95.
3. Елисеева, Е. В. Творческий вклад В.А. Сухомлинского в развитие Отечественной педагогики второй половины 20 века / Е. В. Елисеева // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №5. – С. 106 - 111.
4. Заварзина, Л. Э. Н.И.Пирогов: исповедь русского ученого / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2010. –- №9. – С. 102 - 113.
5. Костенков, П. П. Алтайский учитель- подвижник Степан Павлович Титов / Научный ред. В.М. Лопаткин / П. П. Костенков. – Барнаул: изд-во «Азбука», 2008. – 235 с.
6. Пирогов, Н. И. Избр. пед. соч. / Н. И. Пирогов. – М., 1952. – 702 с.
7. Рюмина, Ф. А. Духовность как феномен и ядро духовно-нравственного воспитания / Ф. А. Рюмина // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №5. – С. 72 - 75.
8. Сухомлинский, В. А. Избр. Пед соч.: В 3-х т.- Т3/ сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1980.
9. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /авт.-сост.: Егоров С.Ф. – М., 1986.
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ:

  1. УПРАЖНЕНИЕ «СУДЬБА С СУДЬБОЮ ГОВОРИТ».
  2. Задание «Составь текст «Моя Родина».
  3. ФАКТОР «ОБЩЕЙ СУДЬБЫ».
  4. БИОЛОГИЧЕСКАЯ СУДЬБА
  5. Задание «Расскажи о своей Родине».
  6. СОЦИАЛЬНАЯ СУДЬБА
  7. УПРАЖНЕНИЕ «ТАЙНА ИМЕНИ И СУДЬБЫ».
  8. След судьбы.
  9. Задание «Составь словарь о Родине»
  10. 5.1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РОССИЯ РОДИНОЙ ЭРГОНОМИКИ?
  11. Даниленко О. И. Ли Ц. КОПИНГ-СТРАТЕГИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РОДИНЕ И В РОССИИ
  12. БД. Парыгин ФИЛОСОФСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ В СУДЬБЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  13. Анализ выполнения задания свидетельствует о том, что учащиеся с нормальным интеллектуальным развитием успешно составили словарь о Родине.
  14. ФАТАЛИСТИЧЕСКИЙ ВИД
  15. П. И.ЧАЙКОВСКИЙ. ШЕСТАЯ СИМФОНИЯ, I ЧАСТЬ (ФРАГМЕНТ РАЗРАБОТКИ)
  16. Инструкции ко всем заданиям повторялись дважды.
  17. Матчина В.В. Тематика популярных песен как индикатор доминант в общественном со-знании
  18. МАТЧИНА В.В. ТЕМАТИКА ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСЕН КАК ИНДИКАТОР ДОМИНАНТ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
  19. Задание 1: «Допиши предложение»
  20. Задание «Слова-магниты».