ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА УЧАЩИХСЯ В СИТУАЦИИ БИЛИНГВИЗМА

В статье отражена проблема двуязычия как в отношении отдельного человека, так в и отношении народа в целом. Анализируется языковая картина мира, языковое сознание русских и белорусов. Показана специфика представленности в образе мира монолингвигвов и билингвов концепта «родной язык» и его семантических связей с концептами «русский язык» и «белорусский язык».

Поскольку эффективность обучения связана с умением педагогов, используя разнообразные языковые средства, апеллировать к языковой картине мира обучающихся с целью передачи необходимой информации, то изучение особенностей образа мира учащихся позволит повысить успешность образовательного процесса.

Понятие «языковая картина мира» или «образ мира» рассматривалось в трудах Л.С. Выготского, Дж. Брунера и К. Хольцкампа, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, М. Коула, А.А. Леонтьева, М.И. Исаева, B.C. Агеева, Т.Г. Стефаненко и др., однако изучение процесса формирования образа мира до сих пор является актуальной задачей психологии. А.А. Леонтьев определял понятие «образ мира» как отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами, которые поддаются сознательной рефлексии. При рассмотрении образа мира выделяет его функциональные и структурные компоненты. К последним, согласно А.Н. Леонтьеву, относятся значения, смыслы и система пространственно-временных координат.

Поскольку язык выступает не только как способ выражения, репрезентации языкового сознания представителей определенной культуры, но и является одним из определяющих факторов в процессе формирования образа мира, то можно предположить, что языковая картина мира учащихся в ситуации двуязычия будет иметь свои особенности.

Проблему двуязычия следует рассматривать, как минимум, в двух аспектах: в отношении отдельного человека и в отношении народа в целом. Так, в качестве социокультурного явления билингвизм является избыточным состоянием (так как функции одного языка дублируются функциями другого) и по существу своему переходным (то есть в большинстве случаев влечет за собой вытеснение одного языка другим или слияние их в тех или иных формах). Проблема влияния ситуации двуязычия на психику человека изучалась рядом психологов, однако до сих пор существуют противоречивые взгляды на ее решение. Актуальность данных исследований в контексте современных тенденций как в области научного знания, так и в развитии современного общества явилась предпосылкой для проведения нашего исследования.

Для Республики Беларусь психологические, лингвистические, исторические и социокультурные аспекты взаимодействия двух государственных языков — белорусского и русского — являются исключительно важными. Лингвокультурную ситуацию в Беларуси можно охарактеризовать как переходную между состоянием диглоссии (определяющейся как сосуществование двух языковых систем в рамках одного языкового коллектива, когда функции этих двух систем находятся в дополнительном распределении, и при этом оба языка воспринимаются и функционируют как один) и билингвизма (ситуации сосуществования двух равноправных и эквивалентных по своей функции языков). Поскольку билингвизм предполагает изменение не только ряда когнитивных и личностных характеристик человека, но и «образа мира» в целом, то актуальным является изучение взаимосвязи одноязычия и двуязычия с изменениями языковой картины мира. Наше исследование направлено на изучение взаимосвязи языковой картины мира и билингвизма в юношеском возрасте в Республике Беларусь (на примере белорусско-русского билингвизма). Программа эмпирического исследования включает в себя метод направленного ассоциативного эксперимента и модификацию экспериментальных методик, направленных на изучение специфики интрацептивного словаря билингвов и монолингвов.

Анализ полученных данных подтверждает гипотезу относительно расширения семантического поля слов у представителей билингвальной выборки.

Несмотря на то, что данные языки относятся к одной языковой группе и они длительное время контактировали в пространственно-временном плане, языковое сознание русских и белорусов имеет определенные различия. Так, при описании концепта «человек» монолингвы склонны прибегать к использованию описания внешних признаков («трость», «ноги», «пальто») (62,8 %) и к эмоцинально-оценочным характеристикам («достойный», «зло») (30,3 %). У представителей билингвальной выборки выявлена тенденция при описании концепта «человек» использовать абстрактные понятия («идеал», «личность», «совершенный», «потерянный») (48,2 %), среди которых можно отдельно выделить экзистенциальные категории («свобода», «вера»). У представителей билингвальной выборки выявлены устойчивые семантические связи концепта «человек» с категорией «межличностное взаимодействие», выражающиеся в актуализации таких ассоциаций, как «друг», «социум», «любовь», «общение», «отношения» (37,4 %).

Особое внимание, на наш взгляд, необходимо обратить на специфику представленности в образе мира монолингвов и билингвов концепта «родной язык» и его семантических связей с концептами «русский язык» и «белорусский язык». Так, для представителей билингвальной выборки характерна большая осознанность, осмысленность и субъективная важность концепта «родной язык», его структура гармонична и противоречий выявлено не было. В языковой картине мира русскоязычных монолингвов концепт «родной язык» репрезентирован в двух аспектах: с одной стороны, как социально нормированный, осознаваемый, однако в полной мере не интериоризированный концепт, что выражается в отождествлении в образе мира монолингвов понятий «родной язык» и «государственный язык» (это было выявлено у 52 % испытуемых). Так, в качестве родного языка они называли белорусский и русский, вместе с тем указывали, что в жизни говорят лишь на русском языке. Однако интересен тот факт, что данное явление не было выявлено в языковой картине мира билингвов, которые родным языком считают белорусский и русский и оба языка используют в своей жизни.

Анализ языковой картины мира выявил у билингвов более высокий уровень рефлексии в контексте определения своей социолингвокультур- ной идентичности. Так, например, лишь в языковой картине мира двуязычных испытуемых в концепте «родной» репрезентирована категория «родной язык». Индикатором субъективной важности для представителей билингвальной выборки, а также свидетельством развитого «чувства языка» может служить определение концептов «белорусский язык» и «русский язык» не только через категории предметной представленности («буквы», «текст», «книга»), перечисление способов и сфер использования («урок», «учитель», «говорить»), но и через выражение субъективного отношения («красивый», «не люблю») и субъективно значимых характеристик данного языка (например, «мягкий», «журчащий»). Интересно, что лишь двуязычные испытуемые при описании концепта «белорусский язык» упомянули негативное отношение окружающих как к самому языку, так и к его носителям (например, «отчуждение», «непонимание», «гнобление»). Это подтверждает значимость проблемы билингвизма в Беларуси и выявляет исключительно важную роль не только отношения общества к речевому поведению двуязычных индивидов, но и восприятие этого отношения билингвами, что и нашло отображение в их образе мира.

Таким образом, результаты данного исследования подтверждают наличие специфики в языковой картине мира в ситуации двуязычия как у билингвов, так и у монолингвов, что необходимо учитывать при построении с ними педагогического и психологического взаимодействия.

Январь 24, 2019 Педагогическая психология
Еще по теме
Стойко Ирина Михайловна КОНЦЕПТЫ «РАДОСТЬ» И «СТРАХ» В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Винокурцева Ирина Владимировна Жуковская Елена Владимировна ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ В КУЛЬТУРНО- ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА СТУДЕНТОВ
СТРУКТУРА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА И ПОЛИЛИНГВИЗМА
КАРТИНА МИРА
КАРТИНА МИРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
социокультурные основания глобализации картины мира
«КАРТИНА МИРА» КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Балин В.Д., Коваль В.М. О соотношении категорий «сознание» и «картина мира»
Салтыкова О.В. Отражение национального менталитета в картине мира человека
САЛТЫКОВА О.В. ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА В КАРТИНЕ МИРА ЧЕЛОВЕКА
Скрицкая Н. А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАРТИНЫ МИРА У ДЕТЕЙ (НА ОПЫТЕ АНАЛИЗА СКАЗОК)
Олехнович М.О. Гипотеза в процессе построения картины мира
КАРТИНА МИРА КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Крумин Артур Андреевич ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ
Солнцева Н.В. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «БОГ» И «РЕЛИГИЯ» В КАРТИНЕ МИРА СОЗАВИСИМЫХ
СОЛНЦЕВА Н.В. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «БОГ» И «РЕЛИГИЯ» В КАРТИНЕ МИРА СОЗАВИСИМЫХ
Добавить комментарий