ДИСТАНЦИЯ И ПАНТОМИМИКА

Позиция лицом к лицу, которая задается расположением кресел терапевта и клиента в пространстве кабинета, — это приглашение к диалогу. «Я расположен к вам, я готов выслушать вас» — вот то послание, которое терапевт стремится передать клиенту. Такая позиция свидетельствует о готовности терапевта к контакту, сообщает о его вовлеченности в беседу и приглашает клиента к открытому самопредъявлению. Однако иногда готовность терапевта к прямой встрече воспринимается клиентом как угроза. Эта проблема может быть разрешена, если изменить положение кресел и увеличить дистанцию между терапевтом и клиентом. Изначальное расположение кресел под определенным углом и на определенной дистанции задает последующие возможности регуляции контактной границы обоими участниками, поэтому обычно кресла ставят на расстоянии 1,5 — 2 метра под небольшим углом.
Поддерживать контакт в ходе разговора труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в кресле. Если наклон терапевта вперед передает сообщение «Я с тобой, мне интересен ты и то, что ты хочешь сказать», то отклонение назад часто означает «Я не совсем с тобой» или «Мне скучно». Наклон вперед может переживаться клиентом, погруженным в болезненные чувства, как поддержка со стороны терапевта и, наоборот, отклонение назад — как отстранение и нежелание иметь дело с его чувствами. Слишком быстрый, внезапный наклон сокращает дистанцию между терапевтом и клиентом, что может нарушить контакт и восприниматься как своего рода угроза. Так, например, терапевт может сказать: «Итак, я выслушал ваши жалобы, а теперь я хотел бы узнать, в чем вы видите причины всех этих трудностей?» — и при этом, как бы нависая над клиентом, резко наклониться вперед. Такое невербальное поведение может придать нежелательный смысл вполне уместному вопросу терапевта. И наоборот, если терапевт резко отклонится назад после данной фразы, клиент может воспринять это как нежелание слушать его жалобы и пренебрежение к объяснениям их причин.
Эффективный терапевт с уважением относится к психологическим границам другого человеческого существа, он внимателен к расстоянию, комфортному для клиента, и использует реакции клиента в качестве обратной связи относительно оптимальной степени физической дистанции и психологической близости.
Традиционно выделяют открытую и закрытую позы.
Открытая поза свидетельствует об открытости терапевта и его восприимчивости к тому, что скажет клиент. Закрытая поза, явными маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о меньшей вовлеченности в беседу.
Терапевту полезно периодически спрашивать себя: «В какой степени моя поза передает клиенту мою открытость и доступность?» Идеальным вариантом здесь можно считать ситуацию, когда принятие открытой позы является для терапевта естественным, аутентичным поведением. Типичным же является выбор между открытой, но при этом в той или иной степени неудобной, неестественной позой и комфортной, однако в той или иной степени закрытой позой. В такой ситуации нужно как минимум отслеживать перипетии смен открытых и закрытых поз и использовать результаты наблюдения как информацию об особенностях вашего взаимодействия с клиентом. Это возможно, если периодически задаваться вопросом: «Что именно в поведении и реакциях клиента вызывает у меня желание сменить позу?» В ситуации же выбора, например, когда терапевт непреклонно сохраняет открытую позу, но при этом все его внимание сосредотачивается на злости на себя и клиента, пожалуй, лучше занять закрытую, но естественную позу и сконцентрироваться на природе взаимодействия и содержащихся в вашей позе посланиях.
Открытая поза не предполагает, что, заняв ее, терапевт сохранит ее на протяжении всего сеанса без изменений. Открытая поза только тогда произведет должное впечатление, когда она будет ненапряженной и естественной. Невербальная естественность включает в себя свободное и спокойное использование вашего тела в качестве средства коммуникации. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как проявления заинтересованности и дружелюбия, а плавная смена поз и естественное использование жестов свидетельствует о спокойствии терапевта и его включенности в беседу.
<< | >>
Источник: Хаменя A.B.. Психотерапия : практикум. 2011

Еще по теме ДИСТАНЦИЯ И ПАНТОМИМИКА:

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПО ПАНТОМИМИКЕ
  2. 9.4. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ ПО МИМИКЕ И ПАНТОМИМИКЕ
  3. Беритц Т.В., Тарасюк Н.Ю. Межпрофессиональные дистанции
  4. ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ И ДИСТАНЦИИ.
  5. СТИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ СИЛ НА ДИСТАНЦИИ.
  6. Шкала социальной дистанции Богардуса (Bogardus social distance scale)
  7. Туманская Мария Петровна ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
  8. СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УРАЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
  9. 11.6.5. Обеспечение безопасной дистанции с помощью бесконтактных чувствительных устройств
  10. 11.6.6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ДИСТАНЦИИ С ПОМОЩЬЮ ГЛЧНЫ.Ч КНОПОК ВКЛЮЧЕНИЯ
  11. Николашина Елена Витальевна ПОДРОСТОК XXI ВЕКА: ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К МИГРАНТАМ (КУЛЬТУРНАЯ ДИСТАНЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ)
  12. ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ.
  13. "ПРАКСЕМИКА".
  14. МЕТОДИКА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ
  15. ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО (PERSONAL SPACE)