МИМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат средством регуляции процесса коммуникации. Кроме того, лицевая экспрессия является для клиента непосредственной информацией не только об испытываемых терапевтом чувствах, но и о его способности сохранять над ними контроль.
Давайте рассмотрим некоторые из проявлений лицевой экспрессии и те послания, которые они могут нести. Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим позитивным стимулом. «Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении... Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдает чувства извинения и беспокойства... Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство» (Евсикова, 1999).
Сдвинутые брови сами обычно передают неодобрение, однако если терапевт изредка сдвигает брови, он тем самым может сообщать клиенту, что не вполне следует за содержанием его речи. Сжатые челюсти могут свидетельствоватъ о твердости и уверенности, а также об агрессивном настрое. Страх, восторг или удивление могут заставить (слушателя открыть рот, как будто этим чувствам не хватает места внутри. А человек с напряженными ноздрями и опушенными уголками губ мог бы сказать. «Я дышу этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я не одобряю ни этот воздух, ни вас». Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться выражением лица в процессе взаимодействия терапевта и клиента. Отслеживание терапевтом подобного рода мимических реакций (как собственных, так и клиента), рефлексия скрытых в них смыслов могут существенно обогатить процесс терапевтической коммуникации.
Визуальный контакт. Прямой визуальный контакт, который можно выделить в качестве отдельного специфического умения для эффективного психотерапевтического процесса — это еще один способ сказать: «Я с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать». Как писал К.С. Станиславский, «взгляд — это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души — в душу» (цит. по Лабунская, 1999). Однако оптимальный вариант, состоит в том, чтобы поддерживать визуальный контакт, но вместе с тем периодически позволять себе отвлекаться и смотреть на другие объекты, не задерживаясь на них надолго. Визуальный контакт не нарушается, если время от времени вы отводите взгляд. Однако слишком частое отведение взгляда клиент может воспринять как нерасположение к нему. Такое поведение также может свидетельствовать о дискомфорте терапевта, вызванном уровнем близости в отношениях с клиентом или личными проблемами, связанными с интимностью. Существует разница между открытым прямым взглядом и его крайностью — пристальным взглядом.
Пристальный взгляд производит впечатление активного участия в контакте, на самом же деле зачастую он свидетельствует о «мертвом контакте». Пристальный взгляд (как будто человек хочет что-то разглядеть в глазах собеседника) может свидетельствовать также о специфической потребности в отзеркаливании, характерной для клиента с демонстративным типом личности.
Из опыта повседневного общения известно, что визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он еще не закончил говорить. По завершении высказывания говорящий, как правило, дает об этом знать посредством прямого взгляда в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.
Некоторым людям трудно вступать в прямой визуальный контакт, и поэтому они избегают его, некоторые боятся выражения какой-то идеи или эмоции или обсуждения определенных тем (например, таких, как секс или агрессия) и отводят глаза, как только в разговоре затрагивается что-то подобное. Если у терапевта есть проблемы с визуальным контактом, если он избегает его, переводит взгляд с объекта на объект или не сводит глаз с клиента, это озадачивает клиента и вызывает напряженность.
Следя за тем, как складывается контакт между вами и клиентом, помните, что визуальный контакт — это процесс взаимодействия двух личностей. Если те или иные проблемы с визуальным контактом возникают не со всеми, а лишь с каким-либо одним клиентом, имеет смысл рассматривать их как потенциальный источник информации о клиенте. Так, например, если клиент избегает прямого взгляда, отводит глаза и изредка бросает на психолога взгляд исподлобья, то причиной этого может быть, например, пережитый в детстве опыт унижения, когда значимый для него человек ругал его и при этом требовал, чтобы он смотрел ему прямо в глаза.
Кивки головой — хороший способ показать клиенту, что вы его слушаете. Наблюдая за работой профессионалов, убеждаешься в том, насколько терапевтичным оказывается простое кивание головой в сочетании с хорошим визуальным контактом и реакциями типа «Угу» и «Я понимаю». Кивки головой являются для клиента непосредственным подтверждением того, что вы следуете за ним шаг за шагом и понимаете сказанное. Это умение, если его последовательно использовать, начинает выполнять функцию обратной связи. Отсутствие кивков сообщает клиенту о недостатке понимания и необходимости прояснения их появление — о том, что смысл, который пытается выразить клиент, схвачен. Здесь, пожалуй, стоит заметить, кивки головой требуют меры, если их слишком много, скорее раздражают и сбивают с толку, чем способствуют процессу.
<< | >>
Источник: Хаменя A.B.. Психотерапия : практикум. 2011

Еще по теме МИМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

  1. МИМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЭКСПРЕССИИ.
  2. 1. Мимические и пантомимические этюды.
  3. ГЛАВА 4. МИМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОБМАНА
  4. Единство смыслового содержания и формы является еще одной важной характеристикой речевой деятельности. Мысль как предмет речевой деятельности имеет несколько характеристик:
  5. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
  6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  7. 10.5.6. ОЦЕНКА ХАРАКТЕРИСТИК
  8. СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА
  9. РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  10. Характеристики воображения
  11. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ