МОДА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛ

При написании данного раздела я опирался на данные, приведенные в книге М. И. Килошенко, 2001.]

Мода — это средство формирования аттракции, т. е. специальной установки на восприятие, в основном эмоционально-положительное, одного человека на другого. Следовательно, мода играет положительную роль в межличностном общении, прежде всего в формировании привлекательности одного человека для другого, что отмечал еще Г. Гегель в «Феноменологии духа». Однако у моды есть и другая функция — она подчеркивает половую идентификацию, что было отчетливо выражено уже в египетских костюмах Древнего царства (2780-2280 гг. до н. э.). Социальная роль женщины отражена в костюмах народов передней Азии (III-I тыс. до н. э.) и крито-микенском костюме (2600-1250 гг. до н. э.). Костюмы Древнего Рима (V в. до н. э. — V в. н. э.) акцентируют величественность в мужском костюме, кокетство и красоту — в женском. В средневековье в костюмах находят отражение аскетизм мужчины и утонченность женщины. Галантность мужчины и великолепие, жеманство женщины проявляются в одеждах XVII в. Хотя время от времени женская одежда походила на мужскую, и это становилось предметом осмеяния в карикатурах.

«Кто из них мужчина, а кто женщина?» Английская карикатура, 1787 г

«Кто из них мужчина, а кто женщина?» Английская карикатура, 1787 г

<Наряд — предисловие к женщине, а иногда это и вся книга. Н. де Шамфор>

Новое положение женщины XIX в. в буржуазном обществе определило интенсивное развитие женской моды, в то время как мужская форма одежды все более стабилизировалась.

Во времена Людовика XIV (1638-1715 гг.) богатые мужчины носили такие же яркие одежды, как и женщины, а уже в начале XIX в. праздничная одежда мужчин стала гораздо скромнее нарядов женщин, а затем женщины стали носить одежду, сходную с одеждой мужчин

<К чему стремятся женщины в этой жизни, как не к тому, чтобы возможно больше нравиться мужчинам? Не этой ли цели служат все их наряды... дорогие безделушки? Мази, благовония, раскрашенные лица, подведенные глаза, искусно увеличенные округлости? Эразм Роттердамский>

Объясняли легкую изменчивость моды женщин тем, что они страстно любят изменения и всегда стремятся к новизне. К тому же они особенно охотно следуют эстетическим внушениям, идущим от журналов мод, презентаций новых коллекций одежды. Женщины при выборе модной одежды склонны прислушиваться к мнению окружающих. Большинство из них (72 %, по данным М. И. Килошенко, 2001) могут пожертвовать удобством одежды ради того, чтобы произвести впечатление на других людей (как писала одна из журналисток, ее страстным желанием является купить какую-то тряпку, нацепить на себя и радоваться, что это кого-то проняло и достало [Козлова О. Страшно потерять себя // Независимая газета. — 1999. — 19 февр.]), в то время как мужчины ориентированы, в основном, на свое мнение и выбирают одежду не только модную, но и удобную. Социальный психолог И. С. Богардус (E. Bogardus, 1942) пишет по этому поводу: «Женщины часто сбиваются с ног в поисках наряда, который одновременно был бы и модным, и подходил по индивидуальным критериям. Ежегодно женщины расходуют огромное количество энергии, следя за изменением форм и деталей одежды» (с. 311). Правда, многие женщины чувствуют бессмысленность постоянно изменяющихся мод, но покорно подчиняются изменениям, так как это необходимо для поддержания статуса. Кроме того, покупка новой одежды, по данным М. И. Килошенко (2001), поднимает настроение у 56 % женщин. У большинства женщин окончательный выбор модной одежды сопровождается повышением эмоционального тонуса, проявлением различных по качеству и интенсивности эмоций. Психологическое же состояние мужчин характеризуется как эмоционально-когнитивное или сдержанно-рассудительное (табл.

8.7).

Таблица 8.7. Эмоции респондентов после выбора модной одежды

Таблица 8.7. Эмоции респондентов после выбора модной одежды

Женщины Мужчины
Эмоция Количество ответов, % Эмоция Количество ответов, %
Удовольствие 60 Удовольствие 65
Радость 60 Интерес 40
Возбуждение 42 Радость 25
Интерес 35 Возбуждение 17
Активность 32,5 Напряжение 12
Напряжение 30 Активность 7,5
Уверенность 7,5 Уверенность 7,5

Большую значимость одежды для женщин, чем для мужчин, отметил в своей книге Дж. Грей (2001): женщины «не носят униформу, как марсиане (чтобы показать всем свое положение). Наоборот, им нравится одеваться по-разному каждый день, по настроению. Личностное самовыражение очень важно для них, особенно если речь идет о чувствах. Они могут сменить одежду несколько раз в день, в зависимости от настроения» (с. 481).

Динамичный стиль жизни и стремление к равноправию полов в XX в. определили развитие модных течений: в облике женщины появляются черты независимости, решительности, приспособляемости к условиям труда и быта. Женские костюмы все больше напоминают мужские.

Характерным для женской моды является кодирование в ней определенной информации для мужчин. Среди женщин, принадлежавших к африканским племенам, использование передника являлось знаком того, что она неприкосновенна для постороннего мужчины. Среди крестьянок Европы ношение на голове платка означало, что эта женщина замужем. Выбор той или иной одежды, ее цвета может подчеркивать характер и идентификацию человека с тем или иным полом. Так, светлые тона в одежде усиливают впечатление женственности, игривости, темные — мужественность, сдержанность. Считают, что синий мужской галстук свидетельствует о надежности выбравшего его человека, преобладание ярко-красного цвета в рисунке галстука выдает мужчину амбициозного и энергичного, стремящегося к власти. Темно-красный цвет предпочитают уверенные в себе мужчины, светло-зеленый отличает мужчин, высоко оценивающих себя и предъявляющих высокие требования к окружающим. Мужчины, ценящие уют и тепло семейного очага, выбирают темно-зеленые или оливковые галстуки (Т. Демидова, 1998).

При моделировании костюма учитываются особенности мужской и женской фигур, психология мужчин и женщин.

В то же время в личности обоих полов имеются как мужские, так и женские начала, которые часто обозначаются понятиями «инь» и «ян», заимствованными из китайской литературы. Инь означает деликатность, мягкость, нежность, чувствительность, утонченность, хрупкость, прелесть, т. е. женские черты; ян — стойкость, решительность, силу, энергию, выносливость, т. е. мужские черты. Инь ассоциируется с утонченностью зимнего узора на окне, ян — с прочностью сосны. Наблюдающаяся в настоящее время тенденция усиления ян в женщинах и инь — в мужчинах сказывается и на современной моде. Маскулинные женщины часто придерживаются мужской линии одежды: ношение брючных костюмов, рубашек и джемперов, одежды типа «сафари». Фемининные мужчины склонны к романтическому стилю в одежде, их костюмы выполнены из традиционно женских тканей, мягких по фактуре и разнообразных по цвету.

Январь 24, 2019 Психофизиология
Еще по теме
ЛЮБОВЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЛОВОГО ВЛЕЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
13.6. АЛЬТРУИЗМ КАК ФОРМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МОБИЛЬНАЯ ШКОЛА КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФРАНЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
8.6. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПОЛ
8.2. АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПОЛ
8.7. АНТИОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПОЛ
ГЛАВА 9. ПОЛ И СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК МОДЕЛЕЙ КОНФЛИКТА
ПОВЕТРИЯ И МОДА (FADS AND FASHIONS)
1.5. ВОЛЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию
ГЛАВА СОЗНАТЕЛЬНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ КАК ФОРМА ПРОИЗВОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Переживание присутствия игрушки как форма игрового контакта с ней
КАРТИНА МИРА КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Кирпиков А.Р. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ КАК ФОРМА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Добавить комментарий