МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИКЕ.

Несмотря на то, что в XX в. произошел существенный сдвиг в умонастроениях относительно политической деятельности женщин (например, в США в середине 1930-х гг. были готовы проголосовать за женщину-президента около 33 % американцев, а в 1990-х гг. — около 85 %) и вторая половина XX в. охарактеризовалась прорывом женщин в высшие эшелоны власти (в Дании, Нидерландах, Норвегии треть министров — женщины, а в Швеции — даже половина. Президентами и премьер-министрами становились Корасон Акино в Индонезии, Беназир Бхутто — в Пакистане, Индира Ганди — в Индии, Маргарет Тэтчер — в Великобритании и т. д.), большинство политиков — мужчины. В конце 1990 гг. среди глав государств были 96 % мужчин, а среди мирового корпуса министров — 97 % (Д. Майерс, 2000). Участие женщин в политике вызывает особое недовольство в мусульманском мире. Так, когда Беназир Бхутто стала премьер-министром, главнокомандующий вооруженными силами не отдавал ей воинского приветствия на том основании, что отдавать честь женщине противоречит исламу. В исламских странах осуждают мужей, позволяющих своим женам заниматься политикой. Немаловажную роль играет здесь мнение, что политика и материнская роль женщины несовместимы. Так, Б. Бхутто успела за время премьерства родить трех детей и поэтому ее называли «вечно беременным премьером». В результате последнюю беременность она вообще скрыла от общественности.
Поскольку женщины представляют в политике «социальное меньшинство», это, как считают некоторые женщины-социологи, грозит обществу большими неприятностями, так как «чисто мужская политика обречена на провал» (Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова, 1999, с. 92). Бесконечные войны, рэкет, расхождение слова и дела и многое другое — все это от того, что политикой занимаются одни мужчины.
Как тут не вспомнить А. К. Толстого, который писал:
Тут кротко или строго
Царило много лиц,
Царей не слишком много,
А более цариц.
Бирон царил при Анне;
Он сущий был жандарм,
Сидели мы, как в ванне,
При нем, das Gott erbarm!
Веселая царица
Была Елисавет:
Поет и веселится,
Порядка только нет.
Какая ж тут причина
И где же корень зла,
Сама Екатерина
Постигнуть не могла.
[Толстой А.
К. История государства Российского от Гостомысла до Тимашева: Собр. соч.: В 4 т. — М.: Правда, 1969. — Т. 1. — С. 381-382.]
А уж сколько женщин-террористок было в России в конце XIX — начале XX в., это известно каждому школьнику. Только у одного Б. Савинкова в его «Воспоминаниях» упомянуты имена более 30 женщин-террористок, обладавших не меньшим, а подчас и большим фанатизмом, чем мужчины-террористы.
Именно при М. Тэтчер англичане воевали с Аргентиной. Не удалось ей погасить вражду и между католиками и протестантами в Северной Ирландии, несмотря на то что ее называли «железной леди». Так что политика — дело гораздо более серьезное, чем это представляется некоторым женщинам-социологам.
Конечно, участие женщин в политике — это веление времени. По мнению М. Дедерихс, женщины больше заботятся о социальных проблемах и более активно подталкивают правительства к решению этих проблем. Кроме того, они менее уверены в завтрашнем дне и более осмотрительны, нежели мужчины, поэтому стремятся больше финансов направлять на детские учреждения, медицину, пенсии. Мировой опыт парламентаризма показал, что если в законодательном органе 10 % мест занимают женщины, то это облегчает принятие законов в защиту детей, а 20-30 % женщин-депутатов обеспечивают более легкую реализацию программ, отражающих интересы женского населения.
В Государственную Думу России в 1993 г. избрали 13,6 % женщин, в 1995 г. их стало 9,6 %, а в 1999 г. женщин было выбрано еще меньше — 7 % (тогда как женского населения в стране 52 %, т. е. большинство, хотя и небольшое). Среди самих женщин существует убеждение в том, что политика — не женское дело. Однако, несмотря на давление социальных стереотипов, некоторые женщины выбирают политику в качестве своей профессиональной деятельности, но 70 % из них не вполне уверены в своих силах.
Сами женщины относятся к своему выбору двояко: на сознательном уровне — положительно, на подсознательном — испытывают чувство вины, чувство неполноценности из-за несоответствия принятым в патриархальной культуре типам женской социализации.
<< | >>
Источник: Ильин Е. П.. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. 2003

Еще по теме МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИКЕ.:

  1. Стрелкова О.А. Влияние личностИ женщин-политиков на структуру дискурса.
  2. СТРЕЛКОВА О.А. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН-ПОЛИТИКОВ НА СТРУКТУРУ ДИСКУРСА.
  3. 4.3. ЭКСПРЕССИВНОСТЬ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
  4. ГЛАВА 8. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
  5. МОТИВАЦИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.
  6. О ЧЕМ РАЗГОВАРИВАЮТ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ.
  7. 10.2. ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
  8. 3.6. ХОТЯТ ЛИ ЖЕНЩИНЫ БЫТЬ МУЖЧИНАМИ
  9. ГЛАВА 5. СПОСОБНОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
  10. АГРЕССИВНОСТЬ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН.
  11. ГЛАВА 6. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
  12. 7.6. КРУГ ОБЩЕНИЯ У ЖЕНЩИН И МУЖЧИН