Транскоммуникативная экзистенция личности, социума, культуры в образовательном пространстве

Культурно-исторический анализ антропогенеза выявляет общую транскоммуникативную ось от архаики до современности, конституирующуюся определенными формами и трансформациями жизненных коммуникативных пространств (Поршнев, 2007; Ясперс, 1994). Не случайно в прошлом столетии получили мощное развитие концепции не только взаимодополнительности, но преемственности и взаимной транзитивности коммуникативных процессов социального, культурного и личностного уровней жизни человека. Имеются в виду концепции М.М. Бахтина, Л. С. Выготского, М. Бубера, Д.Г. Мида, Ю. Хабермаса, К. Ясперса и др. (Барт, 1975; Калашникова, 2009; Роджерс, 1993; Шибутани, 1999). В этом контексте универсальной составляющей жизненного мира человека, объединяющего указанные уровни, являются транскоммуникативные отношения, т.е. отношения, характеризующиеся возрастающим трансформативным потенциалом. Речь идет о погруженности каждого человека в конкретную историческую, социальную, культурную личностно значимую ситуацию, в которой он в определенной степени чувствует, переживает принадлежность и сопричастность всем этим уровням ситуации и в то же время может (обладает потенциалом) внести свой личный вклад в их осуществление и изменение.

Однако проблема внесения человеком творческого инновационного вклада в социум, культуру, профессию связана с аутентичностью его личности. Аутентичность же может быть понята только через раскрытие уникальности человеческого Я. Психология человеческого Я в качестве центрального фактора личности имеет большую историю. Проведено много исследований и построено множество концепций в рамках различных психологических парадигм и школ (соответственно, от телесного до трансперсонального Я), которые фиксировались чаще в словах-метафорах: Оно, Эго, Суперэго; физическое, социальное, психическое, духовное Я; практическое и высшее Я; Самость, Проприум, I, Me, Self и даже Subperson и Person. Не называю здесь множества авторов этих концепций, поскольку до последнего времени тенденция центрироваться на своей классификации, не производя тщательных соотнесений с другими концептами, существует до сих пор. В этой ситуации я тоже продолжаю экономить слова, говоря лишь, что большинство этих концептов мне трудно признать достаточно полными, несмотря на их высокую креативность.

Для решаемой здесь проблемы наиболее близкими оказываются концепции К. Юнга, Р. Ассаджиоли (2008), Д.Г. Мида (1934), А. Лэнгле (2009). К сожалению, не получила достаточного развития классическая концепция Д.Г. Мида, определяющая Self как диалог (коммуникацию) I и Me, а концепции аутентичной самости К. Юнга и А. Лэнгле требуют прояснения ее коммуникабельности или глубже — транскоммуникабельности.

Помня прозрения К. Ясперса, представим центральную инстанцию во множественном Я личности как интуитивное чувство аутентичности или интуитивную аутентичную со-весть. Это означает способ приобщённости к высшей вести, имея в виду её транскоммуникативный смысл.

Здесь вполне оправданно предположить, что «экзистенциальная коммуникация», возникающая, по К. Ясперсу, «из глубины молчания совести», связанной в этот момент с Всевышним, восходит уже на уровень трансперсональной коммуникации или собственно транскоммуникации. Применяя четырехмерную модель транскоммуникации к анализу базовой дифференциации центральной инстанции человеческого Я, получаем следующую конкретизацию.

A. Нисходящий луч транскоммуникации (в направлении телесности)
формирует децентрированное катарктическое Я, архетипическое по
природе и вырастающее из «Мы» — коллективного бессознательного (по
К. Юнгу, Б. Ф. Поршневу). Это первично децентрированное Я (предше-
ствующее эгоизму), трансформируя паразитарную природу выживания в
альтруистическую интенцию служения роду, культуре, профессии, по-
рождает соответствующий тип коммуникативных отношений.

B. Импрессивный луч транскоммуникации формирует соответствен-
но импрессивное Я, в синонимический, психосемантический ряд которого
входят Я-образ, Я-перцепция, Я-впечатление, Я-вчувствование, Я-поток,
Я-импринтинг, зеркальное (по Ч. Кули), созерцающее, эйдетическое
Я («Me», по Дж. Миду), симбиотическое и адаптивное Я. Этот обычно
очень развитый в человеке «Я-комплекс» обеспечивает транскоммуни-
кативную интенцию «отзывчивости — взаимности» и соответствующий
тип коммуникативных отношений.

C. Экспансивный луч транскоммуникации рождает спонтанное, гене-
ративное, субъективное, творческое Я («I», по Дж. Миду), инициативное,
ментальное, имагинативное Я, ориентированное на путешествие, поиск,
приключение, риск. Этот «Я-комплекс» проектирует транскоммуника-
тивную интенцию инициативной избирательности, формирует «чувство
собственного достоинства» и соответствующий тип коммуникативных
отношений.

D. Восходящий луч транскоммуникации формирует высшее Я (по
Р. Ассаджиоли), духовное Я, вдохновляющее, просветленное, мудрое
любящее Я, определяющее транскоммуникативную интенцию призвания
(призванности, предназначенности), и порождает соответствующий тип
коммуникативных отношений.

Эти четыре луча Self-интенции являются источником развертывания всей индивидуальной аутентичной образовательной траектории личности и её транскоммуникативного мира.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
10.16. Пятый пояс персональной образовательной сети -система транскоммуникативных связей личности в информационно-образовательном пространстве СМИ и Интернет
10.15. Четвертый пояс персональной образовательной сети -система транскоммуникативных связей личности в пространстве университета
10.14. Третий пояс персональной образовательной сети - система транскоммуникативных связей личности в пространстве факультета
10.18. Седьмой рекреативный пояс персональной образовательной сети - транскоммуникативное пространство образовательных путешествий
10.11. Холархия поясов транскоммуникативного пространства профессионализации личности
10.17. Шестой креативный пояс персональной образовательной сети - транскоммуникативный полигон притязаний, испытаний и достижений личности
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» КАК МОДЕЛЬ МЕЖСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГИМНАЗИИ
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ТРАНСКОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАНИИ
10.9. Персональная образовательная траектория сотворения индивидуального транскоммуникативного мира
Транскоммуникативная ориентация базового коммуникативного пространства
5.3. Психосемиозис концепта «дорога» в транскоммуникативном пространстве персональной мифологии
10.13. Второй эксплицитный пояс транскоммуникативного мира личности - система свободных избирательных, значимых и взаимных коммуникативных отношений личности
Лебедева О.В. ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Н. М. Плескачева ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.2. АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Добавить комментарий