Особенности самодеятельности

Самодеятельность развертывается прежде всего в субъект–объектном пространстве. В этом пространстве последовательно сопряжены мир сознания ИИ и мир ее объектов, ее объекты и «вторая (материальная и идеальная) природа» этих объектов, построенная ИИ–системой. Причем, самодеятельность своими внутренними целями начинается «до» сознания, в экстраиндивидуальных свойствах ИИ, а ее (самодеятельности) продукты обнаруживаются в объектах мира, преобразованных в материальные и идеальные модели внутренних целей. Именно таким способом самодеятельность выступает в качестве опосредующего звена между экстраиндивидуальными свойствами ИИ и объектами ее мира.

Основные функции самодеятельности – поисковая, преобразующая, культуральная и смыслообразующая.

Поисковая функция самодеятельности состоит в том, чтобы найти образ, материальные средства, а затем и материальную модель для построения идеальной модели, которые лучше других могли бы способствовать отображению внутренних целей ИИ. Поисковая функция самодеятельности обнаруживается в поисковой активности.

Внутренние цели, направляя поиск, выполняют роль весьма своеобразного ориентира. Он отмечает общий путь, но не указывает определенное направление (куда?); позволяет сличать найденное с внутренней целью, но не имеет каких-либо определенных указаний о том, «что должно быть» (то?). Подобного рода ситуации хорошо обыгрываются в русских сказках, когда героя посылают «туда, не зная куда; принести то, не зная что» (см. напр. «Народные русские сказки»…, 1977). Отсюда следует, что в основе самодеятельности лежит не просто поисковая активность, а такая ее разновидность, которая имеет вероятностный характер на всем протяжении поиска (ср. В. С. Ротенберг, 1989). Вероятностный характер поисковой активности может быть описан в терминах зон неопределенности – определенности (см. В. С. Мерлин, 1986).

Преобразующая функция самодеятельности состоит в том, что с ее помощью сознание ИИ и объекты ее мира подвергаются преобразованиям в согласии с внутренними целями ИИ. Переструктурирование сознания совершается за счет того, что субъектное измерение представлений приобретает специфическое – с учетом внутренних целей – содержание. Что касается объектов мира, то как уже отмечалось, они подвергаются преобразованиям в трояком отношении: (а) они используются как средства по отношению к внутренним целям ИИ; (б) с их помощью создаются материальные модели внутренних целей ИИ; (в) на базе материальных моделей выстраиваются идеальные модели внутренних целей ИИ. Когда ИИ, развертывая самодеятельность, подвергает объекты изменениям и переструктурированиям, то характер и степень трансформированности этих объектoв может стать мерой выполнения ими функций материальных моделей по отношению к внутренним целям ИИ.

Cоздавая в объекте материальные модели своих внутренних целей, ИИ тем самым использует чужой материал в несвойственных ему самому функциях, но наделяя его при этом новыми свойствами и признаками. Объект становится носителем «своиx» и «чужиx» качеств. Поскольку признаки, из которых оформляются модели внутренних целей ИИ, образуются на базе собственныx признаков объекта, между теми и другими могут возникать различного рода взаимовлияния, в том числе управляющего типа, когда, например, система признаков одного рода переструктурируется, меняет функции или свойства ради построения системы другого рода (ср. J. J. Gibson, 1979).

Из материала объекта «прорастают» модели подобно тому, как из ткани ИИ «прорастают» ее внутренние цели. Но подобно тому, как внутренние цели «выводят» ИИ за границы ее тела и обеспечивают ей новые способы существования, модели, построенные на материале какого-либо объекта, также создают для него новый способ бытия, расширяющий границы его потенциальностей.

Строительство материальных моделей внутренних целей ИИ является более благоприятным при взаимодействиях ИИ с какими-либо объектами, чем субъектами. В свою очередь, разного рода объекты (предметы) обладают неодинаковыми возможностями с точки зрения построения в их материале моделей внутренних целей ИИ.

При работе, скажем, с деталями на конвейере эти возможности практически отсутствуют (если человек не хочет потерять свое рабочее место). В деятельности, которая носит собственно творческий характер (и прежде всего в художественном творчестве, связанном с производством художественных предметов), наоборот, имеются благоприятные объективные предпосылки для достаточно широких предметных преобразований в согласии с внутренними целями ИИ (авторская творческая деятельность, художественная интерпретация для вторичных – исполнительских – видов творческой деятельности – см. Е. Г. Гуренко, 1982; Л. Я. Дорфман, 1990а). Понятно, что искусство открывает художественные предметы для построения в них материальных моделей внутренних целей прежде всего ИИ–творца.

Строительство материальных моделей внутренних целей ИИ осуществляется при взаимодействиях ИИ не только с какими-либо объектами, но и с субъектами.

Построение материальных моделей в другом субъекте фактически предполагает изменение структуры, по меньшей мере, некоторых его психических (а иногда и физических, например, комплекция, прическа, макияж) качеств, взглядов, привычек и т.п. Произвести такие глубинные перемены в другом человеке удается далеко не всем, не со всеми и не всегда (с этой точки зрения объекты являются более благодатным материалом для совершения трансформаций и построения материальных моделей внутренних целей ИИ). Поэтому попытки построения материальных моделей далеко не всегда заканчиваются успехом. Но принципиальная возможность производства таких перемен в другом субъекте тем не менее остается.

Скажем, весьма часто матери, воспитывающие мальчиков в одиночку, в стремлении в них же воплотить себя, формируют у них соответствующие психические качества: инфантильность, послушность, зависимость, неспособность самостоятельно принимать решения, целый ряд феминных свойств. Так создается необходимая психологическая почва для реализации матерью отношений воплощения в своем ребенке. Он становится ее вторым «Я» и при этом во многом утрачивает свою самотождественность.

Наиболее полным случаем воплощения следует считать процесс построения в каком-либо объекте (другом субъекте) одновременно материальных моделей и находящихся в согласии с ними идеальных моделей внутренних целей ИИ. В ряде случаев, однако, в силу тех или иных причин реальные трансформации объекта (другого субъекта) оказываются невозможными. Тогда происходит либо замещение реальных трансформаций идеальными (самодеятельность сближается с ментальным поведением), либо замена одного объекта (субъекта) другим. Известный американский фильм «В джазе только девушки» заканчивается следующим эпизодом. Некий миллионер предлагает руку и сердце девушке из джазового оркестра и не в силах отказаться от своего предложения даже после того, как узнает, что это не девушка, а переодетый в женскую одежду мужчина.

Стало быть, если всякое построение материальных моделей внутренних целей ИИ в каком-либо объекте (другом субъекте) обязательно влечет за собой образование соответствующих идеальных моделей, то обратная зависимость оказывается значительно менее жесткой. Создание идеальных моделей внутренних целей ИИ в каком-либо объекте (другом субъекте) совсем не предполагает обязательное предварительное строительство соответствующих материальных моделей. Для образования идеальных моделей оказываются достаточными лишь соответствующие идеальные трансформации объекта (другого субъекта).

Вышеизложенное свидетельствует в пользу того, что преобразования объектов (и других субъектов) мира, которые совершаются самодеятельностью, можно рассматривать как продуктивные. Но в связи с этим уместно говорить также о том, что в основе самодеятельности могут лежать формы активности (помимо поисковой), направленные на собственно преобразования объектов мира ИИ (ср. с понятиями сверхнормативной активности – А. В. Петровский 1982; Р. С. Немов, 1984; А. Г. Асмолов, 1986б; В. А. Петровский, 1992; надситуативной активности – А.В. Петровский, В. А. Петровский, 1983; В. А. Петровский, 1992).

Культуральная функция самодеятельности состоит в том, что cамодеятельность совершает превращения психологических качеств ИИ–системы в другие, «непсихологические», качества. Совсем иного рода и порядка, чем психологические, эти качества характеризуют системы, отличные от ИИ. Их можно обозначить как «культуральные» качества, т.е. качества, которые принадлежат той или иной культуре или субкультуре, а не отдельной ИИ. Внутренние цели ИИ «проникают» в объекты ее мира как раз за счет того, что психологические качества ИИ меняют в них свой вид: они оформляются как «культурные» качества и в такой, уже новой, форме продолжают свое существование в объектах мира. Объекты же мира при этом получают новые признаки, черты, свойства, функции, что и позволяет говорить о культуральной функции самодеятельности.

Для того, чтобы ИИ могла реализовать культуральную функцию самодеятельности, она должна иметь не только внутренние цели, но и владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками той культуры, средствами которой она собирается пользоваться. При соблюдении этого условия ближайшим «механизмом», с помощью которого психологические качества могут превращаться в «культуральные», следует считать процессы означивания.

Под означиванием я понимаю такой процесс, благодаря которому ИИ находит для своих внутренних целей особые, внепсихологические, средства, формы и содержание – с тем, чтобы они были восприняты и поняты другими людьми той же культуры (или субкультуры), но уже как не внутренние цели ИИ, а как некие объектные значения, отчужденные от ИИ.

Скажем, в художественном процессе означивание есть результат творческого поиска таких признаков художественного предмета, которые могли бы, будучи моделями внутренних целей ИИ, в то же время принимать значения, понятные для других людей, т.е. приобретать некую социально-художественную ценность.

Известно, например, что xудожественный предмет имеет определенные признаки. Скажем, в живописи это могут быть собственные свойства картины (особенности полотна, цветовая конструкция, композиция, изображение перспективы и т.д.) и свойства картины, обеспечивающие ее социальную роль, ее функционирование в обществе (жанрово-содержательные параметры) (см. напр. В. М. Петров, И. Н. Киселев, 1983). Когда xудожник осуществляет поиск теx или иныx фрагментов действительности, чтобы лучше передать зрителю xарактер своиx эмоциональных образов, результатом поиска будет слияние изображенных на картине переживаний и соответствующего им фрагмента внешнего мира. Но это единство будет обеспечено управляющей ролью переживания по отношению к внешним событиям. В итоге означивания эмоций xудожественный предмет приобретает определенные эмоциогенные качества. А те, в свою очередь, становятся основой для порождения эмоциональныx значений, отчуждаемых от художника-творца и приобретающих общекультурное (художественное) значение.

Оборотная сторона процессов означивания состоит в том, что художественный предмет начинает жить самостоятельной жизнью, независимо от своего творца, но для творца и для других людей. Так подготавливается достаточно драматический момент: художник транслирует художественному предмету какие-то свои сущности, и в художественном же предмете он отчуждает их от себя, отдавая на суд зрителей и критиков свое художественное произведение.

Процессы означивания направлены на создание аутентичных отношений ИИ с объектами своего мира. Но путь к аутентичности оказывается здесь весьма своеобразным. Он не предполагает смену внутренних целей или отказ от них. Но он предполагает готовность ИИ к поиску объектов и их значений, труд по их преобразованию – для того, чтобы, рассчитывая на понимание и принятие другими, сохранить в то же время свои внутренние цели.

Осуществляя поисковую, преобразующую и культуральную функции, самодеятельность, подобно ментальному поведению, направлена на поиск и образование смысла существования ИИ вне ее, в объектах ее мира. Но, в отличие от ментального поведения, самодеятельность действительно обеспечивает выход ИИ в мир. ИИ находит в объектах мира смыслы, ибо в объектах она создает идеальные модели, созвучные ее внутренним целям. Смыслы локализуются в объектах мира, но постольку, поскольку объекты позволяют на своей основе создавать идеальные модели внутренних целей ИИ. Смыслообразующая функция самодеятельности состоит также в том, что в ее продуктах закладывается некий смысл для других людей. ИИ и сама постигает то, что творит, смыслы своего творческого труда, но лишь после того, как находит лучшие варианты для означивания материальных моделей внутренних целей (ср. Д. А. Леонтьев, 1988а,б,в; В. Франкл, 1990).

ИИ является одновременно и системой, порождающей самодеятельность, и ее субъектом. ИИ инициирует самодеятельность и занимает по отношению к ней активную позицию.

Самодеятельность характеризуется спонтанностью, но роль спонтанности здесь несколько иная, чем при ментальном поведении. Если под спонтанностью понимать активность лишь в отсутствие внешних организующих воздействий, то самодеятельность следует рассматривать как спонтанную, так как она развертывается под влиянием внутренних целей ИИ. Если под спонтанностью, кроме того, подразумевать сниженный эго-контроль и самопроизвольный характер активности без какой-либо определенной направленности, то тогда спонтанность нельзя считать важнейшей чертой самодеятельности.

В основе самодеятельности лежат, в частности, внутренние цели и поисковая активность. Хотя поисковая активность характеризуется зоной неопределенности, поиск и выбор тех или иных объектов совершается путем операции сличения выбираемых объектов с внутренними целями: эго-контроль достаточно сильно выражен. С другой стороны, в связи с теми или иными обстоятельствами в самодеятельности могут возникать «инсайты», приобретающие спонтанный характер. Но опять-таки в зависимости от того, насколько инсайты или сама по себе спонтанность соответствуют внутренним целям ИИ придает спонтанности определенные рамки. Значит, в самодеятельности сфера проявлений спонтанности сужается и при этом подчиняется эго-контролю.

В свете вышеизложенного возможно поставить проблему индивидуального стиля самодеятельности и по-новому сформулировать вопрос о его стилевых конструктах, руководствуясь вначале содержательным, и лишь затем — формально-динамическим подходом. На материале эмоций такая попытка предпринята в работе (Л. Я. Дорфман, 1992).

Индивидуальный стиль самодеятельности может быть понят в виде особой, индивидуально-своеобразной, формы активности, благодаря которой осуществляются последовательные переходы от экстраиндивидуальных свойств как внутренних целей к объектам мира как к средствам построения материальных и идеальных моделей внутренних целей. Тогда в стиле можно выделить три главных звена: (а) переходы от экстраиндивидуальных свойств как внутренних целей к их отображениям на представленческом уровне сознания ИИ; (б) переходы от уровня представлений к объектам мира; (в) создание в объектах мира материальных и идеальных моделей внутренних целей ИИ.

Соответственно, при разработке стилевых конструктов данной формы индивидуального стиля могут приниматься во внимание, например, (а) эмоциональные предпочтения как внутренние цели (см. Л. Я. Дорфман, 1988; L. Ya. Dorfman, 1992b); (б) когнитивные трансформации объектов мира; параметры, характеризующие (в) материальные и (г) идеальные модели внутренних целей (см. Л. Я. Дорфман, 1990a); (д) параметры, описывающие характер отношений между материальными и идеальными моделями внутренних целей; (е) индивидуальные способы производства смыслов, их характер и содержание (см. Л. Я. Дорфман, 1991в); (ж) характеристики индивидуального своеобразия поисковой и преобразующей активности; (з) параметры переходов от одних звеньев индивидуального стиля самодеятельности к другим и т.п.

Вышеизложенные особенности самодеятельности можно обобщить по следующим основаниям (см. табл. 5).

Таблица Сводная характеристика ментального поведения и самодеятельности

Основание Признаки
  Ментальное поведение Самодеятельность
Функции (а) опосредующее звено между экстраиндивидуальностью и объектами мира; (а) опосредующее звено между экстраиндивидуальностью и объектами мира;
  (б) воздейственная; (б) поисковая;
  (в) преобразующая. (в) преобразующая;
    (г) культуральная;
    (д) смыслообразующая
Направленность (а) на поиск смысла вне ИИ (а) на поиск смыслов в объектах мира
Характер (а) самопроизвольный; (а) самопроизвольный;
  (б) свободный; (б) свободный;
  (в) творческий. (в) творческий.
  (г) самоценный (г) самоценный
  (д) индивидуально-своеобразный (д) индивидуально-своеобразный
    (е) продуктивный
Регуляция (а) внутренними причинами; (а) внутренними целями;
  (б) под управлением другого Я (Ты). (б) под управлением Я ИИ.
Стилевые особенности (а) характер и состав эмоциональных образов; (а) эмоциональные предпочтения;
  (б) характер и способы идеальных трансформаций объектов; (б) когнитивные трансформации объектов мира;
  (в) индивидуальные способы производства смыслов; (в) материальные и идеальные модели внутренних целей;
  (г) сопряженность идеальных и реальных трансформаций объектов между собой; (г) параметры отношений между материальными и идеальными моделями внутренних целей;
  (д) близость к эго или к реальности; (д) индивидуальные способы производства смыслов;
  (е) параметры спонтанности (е) индивидуальное своеобразие поисковой и преобразующей активности
Последствия (а) поиски смысла приводят ИИ не к объектам мира, а к представлениям о них; (а) производство значений (процессы означивания);
  (б) отчуждение ментального поведения от Я ИИ; (б) приобретение объектами мира полифункционального статуса существования;
  (в) ИИ в роли псевдосубъекта ментального поведения; (в) ИИ как субъект самодеятельности;
  (г) преобразования объектов мира (реальные и/или идеальные) в подсистемы ИИ–системы (г) преобразования объектов мира (материальные и «постреальные») в подсистемы ИИ–системы
Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
10.3. Самодеятельность
ГЛАВА 10. МЕНТАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИНЦИП ТВОРЧЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ФИЛОСОФСКИМ ОСНОВАМ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Провоторова Янина Александровна ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ
А.И. МУСТАФАЕВА ЕКАТЕРИНБУРГ, РГППУ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенности отражения
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЗАСТЕНЧИВЫХ.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенности деятельности
Познавательные особенности
11.4 ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ
11.5.2 ОСОБЕННОСТИ УРОКА
Добавить комментарий