Базовые коммуникативные отношения человека и их транскоммуникативная потенциализация

Базовые отношения жизнетворчества унаследованы как плод многовековой эволюции и в этом смысле проявляют себя как неизбежные, даже фатальные. Поэтому их осознание также является неизбежным условием полноценного существования современного человека. По сути, они отражают четыре основных пласта эволюционного развития человека как существа растительного, животного, социального и культурного.

Можно сказать, что потенциал трансформации этих отношений в образовании лежит в основе определения системы коммуникативных и личностных компетенций участников образовательного процесса.

А Паразитарные отношения (творчество выживания), в которых мы существуем за счет других, точнее, поглощая других, ассимилируя их в собственный жизненный мир. В контексте образования, например, ученики в учителе неизбежно ожидают и видят «материнское или отцовское начало». Чтобы не быть ханжой, учитель должен понимать, что паразитарные отношения пронизывают нашу жизнь не только экспансивно, «горизонтально» (по сферам), но и вертикально, «снизу доверху». Зачатый плод почти насильственно присасывается к материнскому чреву и заставляет женщину становиться матерью. В дальнейшем разрастающийся материнский инстинкт (как другая сторона паразитарного отношения) не выпускает из своих объятий своего отпрыска, который уже давно созрел для автономной жизни. В свою очередь, материнское начало учителя, преподавателя не менее 10-15 лет провоцирует уже достаточно автономного школьника на сохранение этих паразитарных отношений, вплоть до получения аттестата зрелости и даже диплома специалиста. Поэтому не стоит удивляться, если школьники и студенты ожидают продолжения такого типа отношений.

Этот тип первичной идентификации человека со сферой выживания, в котором реализуется паразитарный эгоизм, соответствует интраком-муникативным отношениям (замкнутым, но уже децентрированным). Этот уровень отношений определяется исходными внутренними свойствами индивидов и интерсубъективный контекст еще не сформирован.

Транскоммуникативная потенциализация паразитарных отношений в отношения служения возможна при актуализации общего мировоззренческого контекста, где позитивное отношение к миру и к эволюции является ключевым. Жизнь фатально паразитарна, поскольку все более высокие формы жизни существуют за счет поглощения или ассимиляции более простых форм. Ноэтическая потенциализация отношений на этом уровне может рассматриваться как переход от исходно агрессивных отношений взаимопоглощения и взаимоистребления (дидактический диктат и эксплуатация) к конструктивным отношениям взаимного служения, обеспечивающего социальную преемственность предков и потомков, организаторов и исполнителей (они существуют в одной лодке и взаимно ответственны за качество жизни).

В. Симбиотические отношения (полезное творчество), в которых мы терпим других, в той мере, в какой они нам выгодны в самом широком смысле — от источника пищи до источника высоких наслаждений. Важно на этой основе управлять формированием взаимовыгодных отношений по возможности с каждым партнером. Здесь открывается возможность учитывать и оптимально задействовать сильные и слабые стороны партнеров, их индивидуальные особенности. Важно понимать глубинную укорененность этого типа отношений, проявляющихся уже на ранних этапах развития животного царства. Можно найти тысячу примеров гениального симбиоза, обеспечивающего взаимное выживание животных разных ступеней эволюции. Например, союз птички и бегемота, одинокой домохозяйки и кота. Этот тип адаптивных, ситуативно-ориентированных на внешние свойства среды отношений соответствует экстракоммуникативным отношениям.

«Эволюционная обязанность» — научиться договариваться с очень разными существами. Транскоммуникативная потенциализация симбио-тических (инстинктивно-корыстных) отношений возможна в отношения согласия, договоренности и контракта.

C. Социальные отношения (достойное творчество) — плод истории
социума. Жизнь человека в социуме с доисторических времен оформля-
ется в виде отношений «социальной иерархии», «социального порядка»,
«социального долга» и, в конечном счете, власти. Социум живет в не-
соразмерно больших пространственно-временных масштабах, чем от-
дельная особь. Поэтому неизбежный процесс социализации индивида за-
ключается в приобщении его к исторически оформленным ритуальным,
статусным, ролевым отношениям долженствования. Они часто отяго-
щены взаимным недоверием и подозрительностью в несправедливости и
фальши, прикрытой изощренной идеологией.

Статусно-ролевые отношения «организатор — исполнитель» развиваются как взаимное принятие своих прав и обязанностей в отношении друг друга и формирование соответствующих взаимных ожиданий.

Поэтому такие отношения соответствуют интеркоммуникативным отношениям. В этом контексте образуются множество представлений людей друг о друге в разных ситуациях взаимодействия, называемых персонификациями. Эта множественность и противоречивость персонификаций в отношении друг друга раскрывает сложности такого типа отношений.

Транскоммуникативная потенциализация деперсонализированных властных отношений возможна в личностные достойные отношения взаимной порядочности, честной игры, прозрачности и справедливости. Они кристаллизуются в традиционной культуре в виде справедливого долга и связанных с ним чести и достоинства (гражданин — отечество, учитель — ученик). Этот тип отношений до сих пор далек от совершенства и является горячей точкой культуры вообще и культуры образования в частности. Поэтому эффективное понимание долга и справедливости чаще всего является и проблемой образовательного процесса.

D. Автономные отношения (свободное творчество). Стремление к
автономии, самодетерминации, самореализации современные психологи
относят к базовым врожденным потребностям человека, определяющим его общий потенциал развития и потенциал достижений. Они являются основой альтруистических отношений, бескорыстность которых рождается из глубинных потребностей или внутренней мотивации к исследованию, новизне как таковой, коммуникабельности и компетентности в отношениях. В социальном контексте нужна особая отвага вступления в бескорыстные отношения.

Разговоры о бескорыстных альтруистических отношениях часто выглядят ханжескими, лицемерными, поскольку большинство людей имеют горький опыт открытия в них тех же замаскированных корыстных и паразитарных отношений. Ощущение несбыточности надежд построения таких хрустальных чистых отношений базируется на плохом понимании природы собственно человеческого общения.

До сих пор в специальной литературе, посвященной психологии общения, наиболее распространенными являются «концепции обмена» информацией, чувствами и т.п. При этом не осознается и не раскрывается главный специфический фактор общения, отличающий его от простого обмена. В обмене партнерами контролируется соотношение затрат и вознаграждений, т.е. уже знакомый принцип выгоды. Понятно, что при этом человеческое общение низводится до описанных выше симбиотических отношений. Однако говоря о человеческом общении, принципиально важно понять, что бескорыстный альтруистический его аспект заключен в самой его природе. Подумайте о принципиальном различии двух простейших ситуаций:

1. Вы спонтанно решили обменяться с коллегой фруктами. Вы отдали ему свое яблоко, а он Вам свой апельсин. Дети при этом открыто бы начали раздумывать и рассуждать, что вкуснее и что больше и кто в выигрыше. Мазохизм ситуации в том, что чувство обретения апельсина не стирает чувства утраты яблока. Это как в интермедии Р. Карцева с раками: за пять, но большие, за три, но маленькие. Как часто азарт обмена загоняет людей в тупик…

2. Вы узнали об удивительном благотворном действии на здоровье человека простого яблока и поделились этим с коллегой, а он по ассоциации рассказал Вам об уникальных свойствах цитрусовых. В этом диалоге никто ничего не утратил, но обрел каждый. Даже более простые разделенные знания оказываются в диалоге удвоенными.

Такие отношения, содержащие чудо самовозрастания, соответствуют транскоммуникативным отношениям (в соответствии с концепцией транскоммуникации).

Поэтому в моих работах подчеркивается, что коммуникативный альтруизм как транскоммуникация является базовым принципом свободного жизнетворчества, конституирующим атрибутом человеческой природы.

Таким образом, транскоммуникативная потенциализация автономных комплементарно-уважительных отношений возможна в отношения доверия, доброты, милосердия, симпатии и любви. Этот высокий тип отношений строится на взаимной эмпатии, выходящей за рамки исполняемого долга. Это отношения, открывающие чудо человеческого общения в виде взаимного дара. В них общение лишено утрат и делает человека щедрым и великодушным в силу естественного преодоления проблем корысти и долга. Здесь взаимная доброта является бескорыстной наградой каждого и каждому. Но именно в этом типе отношений может полноценно раскрываться и реализовываться творческий потенциал достижений созидательного жизненного процесса.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГЛАВА 10. НОЭТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТРАНСКОММУНИКАТИВНОЙ ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИИ БАЗОВЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОІНЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Транскоммуникативная ориентация базового коммуникативного пространства
10.3. Транскоммуникативная потенциализация жизненных событий в контексте ноодинамики
10.13. Второй эксплицитный пояс транскоммуникативного мира личности - система свободных избирательных, значимых и взаимных коммуникативных отношений личности
Транскоммуникативный потенциал элементарной коммуникативной ситуации
Факторы транскоммуникативного потенциала коммуникативного мира личности
2.1. Коммуникативность мира как один из базовых объяснительных принципов современной психологии
СРЕДИ МНОЖЕСТВА РАЗНОРОДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ С. Л. РУБИНШТЕЙН ОСОБО ВЫДЕЛЯЕТ ЛЮБОВЬ КАК ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ.
10.2. Транскоммуникативный универсум исследования ноодинамики душевной жизни человека
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ТРАНСКОММУНИКАТИВНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗДЕЛ 2. ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА В ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММАХ
ГЛАВА 5. ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА КАК ПСИХОСЕМИОЗИС ЕГО СУБЪЕКТИВНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ
Григорьева-Голубева В.А. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»
10.5. Метакоммуникация и метаноэзис: коммуникативный мир человека ноэтического
1.2. Коммуникативный подход к исследованию жизнеспособности человека
БУДКОВА А.С. РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТИ И ДОСТУПНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ПУТЕМ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
10.6. К постметодологии исследования и потенциализации неочевидной повседневности жизни
Добавить комментарий