Трансиндивидуальность и проблема воплощения

Главная особенность трансиндивидуальности состоит в том, что она смещена к полюсу объектов мира; изменяет их и развертывает соответствующие формы активности ради сохранения своеобразия ИИ (прежде всего ее экстраиндивидуальных свойств). Это своеобразие транслируется в «тела» объектов мира, и тем самым изменения производятся ради сохранения. Иначе говоря, трансиндивидуальность есть обеспечиваемое особыми формами активности единство противоречивых процессов: на одном полюсе (ИИ) они служат сохранению, на другом (объекты мира), – наоборот, изменению; при этом изменения объектов мира производятся во имя сохранения ИИ.

Трансформируя объекты своего мира, ИИ создает свое инобытие. Она создает свое инобытие в другом, чем она сама, носителе.

В инобытии обнаруживается феномен, сходный с предметностью, понимаемой по Гегелю. Правда, у Гегеля предметность является продуктом (отчуждением) абсолютного духа на некоторых ступенях его развития. Однако я трактую его в несколько ином ракурсе. Инобытие предполагает, конечно, отчуждение и самоотстранение. Но прежде возникает некий симбиоз ИИ с объектами. В них ИИ умножает, повторяет, расширяет, продолжает себя. Она воссоздает себя в иных, чем она сама, материальных носителях и потому относится к ним как к своему другому «Я» (своему «Ты»). В такой связи значимость объектов мира оказывается в прямой зависимости от того, насколько и в какой степени ИИ получает свое продолжение в них. Объект приобретает ценность не потому, что он обладает некими, имманентно присущими ему самому признаками и качествами. Напротив, он обретает ценность и значимость постольку, поскольку позволяет ИИ строить в нем свое инобытие.

Инобытие проявляется в различных формах. Это может быть, скажем, сознавание существования инобытия духа, понятия, идеи по Гегелю или отрефлексированные в сфере межличностных отношений личностные вклады, отраженная субъектность (А. В. Петровский, 1982, 1991; В. А. Петровский, 1987), обладание, экспансия и т.п. Тем не менее, представляется более существенным постановка вопроса о таких способах создания инобытия как воплощение и превращения.

Дело в том, что инобытие может развертываться по двум совершенно разным логикам: (а) субъекта, т.е. в согласии с внутренними причинами и/или внутренними целями ИИ и (б) объекта: тогда ИИ воспроизводит себя в объектах (и других субъектах) по логике и законам, имманентно присущим их собственному существованию. В первом случае встает проблема воплощения , во втором – превращений (ср.: Б. И. Кочубей, 1989; М. Мамардашвили, 1992; В. Н. Сагатовский, 1987). Проблема превращений специально будет рассматриваться в главе 12 в контексте проблемы экоиндивидуальности. Сейчас же сосредоточимся на проблеме воплощения.

Mожно выделить, по меньшей мере, две формы воплощения: квазивоплощение и собственно воплощение.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Трансиндивидуальность и экоиндивидуальность
РАЗДЕЛ 4. ТРАНСИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ЭКОИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
ГЛАВА 9. ТРАНСИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ
10.4.2. Собственно воплощение
14.5. Трансиндивидуальность и экоиндивидуальность как красис
9.1. Общее понятие о трансиндивидуальности
Воплощение и превращения
Трудности воплощения
6.1.4. Отображение и воплощение
ПРАКТИКА ВНЕ ВОПЛОЩЕННОСТИ
ВОПЛОЩЕННОСТЬ
ВОПЛОЩЕННОСТЬ И ОТГРАНИЧЕННОСТЬ
СИТУАЦИЯ ВОПЛОЩЕНИЯ
Добавить комментарий