ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Проблема индивидуальности человека широко обсуждалась и по-прежнему обсуждается в отечественной психологической, социологической и философской литературе. Однако, как и по другим вопросам, единства взглядов на сущность этого понятия до сих пор нет. Некоторые ученые (Г. М. Гак, 1967; И. С. Кон, 1967; В. П. Тугаринов, 1965) понимают под индивидуальностью единичность, неповторимость, уникальность человека при его сравнении с другими людьми. Однако И. И. Резвицкий (1973) утверждает, что сведение ее только к неповторимости, уникальности значительно обедняет научный анализ феномена.

По мнению исследователя, определение индивидуальности через выделение ее отдельных признаков (неповторимость, единичность и др.) — необходимое, но недостаточное условие, поскольку они не дают возможности раскрыть ее внутреннюю структуру, выяснить общие механизмы ее функционирования и развития, определить место в общественной структуре. Единичное, согласно И. И. Рез- вицкому, есть лишь предпосылка индивидуальности, в то время как общее — ее содержательная основа, сущность.

Индивидуальность — это такая форма бытия, в которой в специфическом виде выражается общая природа человека. Поэтому сущность человеческой индивидуальности следует искать не за пределами человеческого общества, а в нем самом (с. 15).

Индивидуальность — особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (в частности, свойств личности), которая делает человека и его личность единичным воплощением типичного и всеобщего. Индивидуальность] нельзя ни отождествлять с личностью, что нередко делается, ни отрывать от нее. Личность всегда неповторима и, следовательно, индивидуальна. Но индивидуальность] человека проявляется не только в его личности, но и в его организме (К. К. Платонов, 1984, с. 45-46).

Конечно, индивидуальные, неповторимые особенности человека нельзя отрывать от общих и особенных его черт, но такая постановка вопроса, сформулированная И. И. Резвицким, скорее уводит обсуждение проблемы об индивидуальности личности в сторону индивидуальности бытия, жизни.

Индивидуальность личности выражается в бытии, хотя и не есть его форма. В то же время нельзя отрицать, что она формируется не только под влиянием генетически предопределенных свойств, но и социального бытия человека.

В этом отношении попытки свести индивидуальность человека только к биологическому, как это в свое время сделали Л. С. Выготский (1926) или П. П. Блонский (1964), писавший, что «индивидуальность есть своеобразная комбинация отдельных признаков, полученных по наследственности» (с. 123), или только к социальному (Н. К. Михайловский , который полагал, что индивидуальность — это совокупность черт, присущих человеку как социальному феномену), представляются методологически ошибочными. Индивидуальность характеризует прежде всего особенности человека как личности, а особенности его бытия — это и следствие индивидуальности человека, и ее причина.

Индивидуальность (от лат. individuum — «неделимое, особь») — неповторимое своеобразие психики j

каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общест- !

венно-исторической культуры (Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. С. 129). j

Индивидуальность — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий J

от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость (Психология. Сло- I

варь. М., 1990. С. 136). J

С. Л. Рубинштейн в своем капитальном труде «Основы общей психологии» индивидуальности уделил всего несколько строк, однако подчеркнул важный способ ее формирования — индивидуальный жизненный путь.

Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека совершается по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием, развитием его индивидуальности (1999, с. 162).

С. Л. Рубинштейн писал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Возникает резонный вопрос: что это за свойства, какие из них характеризуют индивидуальность, а какие — нет К. А. Абульханова-Славская (1991), например, считает, что проявлениями индивидуальности являются самовыражение и самолюбие. Но разве, например, последнее присуще только одному субъекту? А Д. Н. Узнадзе выделил типы самовыражения, но отнюдь не неповторимые индивидуальные его особенности. Создается впечатление, что К. А. Абульханова-Славская, по сути, ведет речь не об индивидуальности, а о личности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Палей О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ЛИЧНОСТЬ» И «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»
ГЛАВА 6 ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ТРУДЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Понятие и реальность. Понятия о всеобщем. Субъект как всеобщее.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ПОНЯТИЕ «ЭНЕРГИЯ» В ПСИХОЛОГИИ
ПОНЯТИЕ «Я» В ПСИХОЛОГИИ
7. Понятие корпорации
СЛОВО И ПОНЯТИЕ
11.1. Общее понятие об экоиндивидуальности
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
ПОНЯТИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ
Г л а в а НА ПОДСТУПАХ К ПОНЯТИЮ
Часть ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. Понятие конфликта
ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ
1. Основные понятия
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ И НОРМЫ
Добавить комментарий