11.5. Воображение и творчество

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.
Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.
Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до "методов изобретения", по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.
Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи).
2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
4. Проверка.
Другой ученый — Г. С. Альтшуллер — разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.
Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки.
Поэтому сначала нужно сделать от-крытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.
По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».
Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику воображения как психического процесса.
2. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.
3. Каковы физиологические механизмы воображения?
4. Какие виды воображения вы знаете? Приведите их классификацию.
5. Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.
6. Расскажите об основных этапах формирования воображаемых образов.
7. Какие механизмы формирования воображаемых образов вы знаете?
8. Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.
9. Расскажите об индивидуальных особенностях воображения. 10. Раскройте роль воображения в решении творческих задач.
Рекомендуемая литература
1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Иод ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.
2. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. — М.: Наука, 1969.
3. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1987.
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.
5. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. - М: Знание, 1986.
6. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. под ред. А. Р. Лурия. — М.: Мир, 1974.
7. Леонтьев А. И. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983.
8. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. —
9. Никифоров О. И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. 10. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. - СПб.: Питер, 1999. 11. П.Страхов И. В.Психология творчества. Лекция для студентов пед. ин-тов. - Саратов, 1968.
12. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. — М.: Знание, 1971.
<< | >>
Источник: Маклаков А. Г.. Общая психология: Учебник для вузов. 2008

Еще по теме 11.5. Воображение и творчество:

  1. Глава 11. Воображение
  2. 14. ВООБРАЖЕНИЕ
  3. Воображение
  4. ВООБРАЖЕНИЕ И ЧЕЛОВЕК
  5. Формы воображения
  6. 2.2.7. ВООБРАЖЕНИЕ
  7. Характеристики воображения
  8. ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ
  9. ВООБРАЖЕНИ
  10. Основные функции воображения
  11. V. ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ.
  12. 11.2. Виды воображения
  13. ВВДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
  14. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ВООБРАЖЕНИЯ