Красис активности

Причудливые переплетения разных форм активности ИИ создают канву ее жизнедеятельности. Жизнедеятельность является результирующим итогом симультанных и сукцессивных взаимодействий разных форм активности. Они имеют неодинаковые периоды времени и частоты, накладываются друг на друга, и в зависимости от характера наложений в какой-то отрезок времени меняется общий вектор жизнедеятельности. Прерываемые формы активности исчезают из поля зрения, а другие, напротив, возникают; затем и эти формы активности могут «пропадать», чтобы потом возникнуть вновь.

Красис активности я понимаю как соотношение, пропорцию, баланс между разными ее формами. Красис можно понимать, по меньшей мере, в трех аспектах: как соотношение активностей по продолжительности их развертывания; как соотношение активностей с точки зрения их направленности в пространстве; как соотношение активностей с точки зрения их направленности на те или иные объекты метаиндивидуального мира и их дистанцирования от ИИ.

Второй и третий аспекты понимания красиса активности пока могут быть лишь обозначены. Их теоретическую и эмпирическую разработку я оставляю на будущее. Сейчас же остановлюсь на вопросе красиса активности в плане только их хроноса.

Я сосредоточусь на анализе трех вопросов. Во-первых, следует рассмотреть различного рода феномены, связанные с наложением одних форм активности на другие. Во-вторых, будут показаны соотношения форм активностей друг с другом с учетом актуальных и потенциальных состояний их исполнительных компонентов. В-третьих, эти соотношения будут проанализированы в контексте прерывания одних форм активности другими и их дискретного развертывания. Эти три вопроса можно понимать также как возможность реализации трех разных подходов к пониманию красиса активности.

В рамках первого подхода полифония активности может быть представлена в виде некоего спектра, в котором циклы, периоды, частоты являются специфическими для каждой из форм активности.

Полифония активности может быть уподоблена – в известном смысле – некоему музыкальному инструменту, струны которого настроены на извлечение звуков определенной частоты (ср.: Г. В. Воронин, 1978). Продолжая эту же аналогию дальше, можно было бы сказать, что наиболее «высокие» частоты у ментального поведения; экоповедение и экодеятельность занимают средний диапазон; самодеятельность имеет самые «низкие» частоты.

«Мелодия» активностей определяется тем, в какой пропорции разные формы активности соотносятся друг с другом. При этом, для того, чтобы «мелодия» активностей зазвучала, необходимо наложение одних форм активности на другие. Когда же те или иные формы активности принимают на себя «солирующую» роль, вектор жизнедеятельности смещается в пользу соответствующей формы активности.

В соответствии с этим обозначим три феномена: интерференция, резонанс, смещение в пользу тех или иных форм активности.

Явление наложения одних форм активности на другие я буду обозначать термином «интерференция». Ее своеобразие заключается прежде всего в несовпадении циклов, периодов и частот, присущих разным формам активности. Это обстоятельство может приводить к тому, что при взаимодействиях каких-либо форм активности друг с другом одни из них могут усиливать или, наоборот, ослаблять другие.

Вместе с тем при определенных условиях и в некоторых интервалах времени циклы, периоды и частоты ментального поведения и экоповедения, экодеятельности и самодеятельности могут предельно сближаться друг с другом. В таких случаях возникает явление резонанса.

Феномен смещения состоит в том, что какая-либо форма активности в некоторый интервал времени принимает на себя ведущую роль. Это приводит к тому, что другие формы активности либо принимают на себя при этом функцию обслуживания ведущей активности, либо развертывание последних в части исполнения прерывается.

Такого рода смещения могут проявляться ситуативно. Однако смещения в пользу какой-либо одной или нескольких форм активности могут принимать также устойчивый характер, и тогда они будут оказывать на ИИ глубокие и продолжительные влияния. При этом если устойчивые смещения последовательно переходят от одних форм активности к другим (как обычно и происходит), активностные смещения становятся непрерывными, хотя изменяется сам предмет активностных смещений.

С точки зрения изучения устойчивых смещений в пользу какой-либо формы активности в развитии ИИ можно выделить, как мне кажется, по меньшей мере 5 периодов и соответственно 4 поворотных момента в жизни ИИ.

Первый период характеризуется устойчивыми смещениями в пользу ментального поведения и в плане генезиса совпадает с ранними периодами детства. На этом отрезке жизни экодеятельность и самодеятельность еще не начинают даже складываться, а на почве ментального поведения зарождаются элементы экоповедения. Второй период характеризуется устойчивыми смещениями в пользу экоповедения, которое, в свою очередь, оказывает все более частые прерывающие воздействия на ментальное поведение. Третий период характеризуется устойчивыми смещениями в пользу экодеятельности. Экодеятельность «прорастает» из экоповедения, но существенный вклад в ее зарождение оказывает также развитие сознания и самосознания. Осознание, в частности, своей самости способствует тому, что на становление экодеятельности начинает оказывать также определенное влияние переосмысление роли ментального поведения (пока неполно, частично, в отдельных его проявлениях и отношениях) в жизни ИИ и само ментальное поведение как таковое. Четвертый период характеризуется устойчивыми смещениями в пользу самодеятельности. Самодеятельность представляет собой высший уровень развития активности. Она перенимает от ментального поведения самоценность спонтанности, от экоповедения и экодеятельности — способы обращения с экосистемами и их объектными значениями, а в итоге обеспечивает существование и развитие ИИ как системы, прочерчивает линию ее судьбы. Наконец, пятый период характеризуется устойчивыми смещениями вновь в пользу ментального поведения и в плане генезиса совпадает с периодом заката жизни ИИ.

Выделенные выше периоды устойчивых смещений совсем не означают, что каждая ИИ в своей жизнедеятельности последовательно их проходит. Как раз напротив, в зависимости от того, какие модусы бытия преобладают в той или иной ИИ (системы или подсистемы), разные люди могут «застревать» на разных периодах. Более того, в отдельных случаях, видимо, возможны даже возвраты (регрессии) к предшествующим ступеням устойчивых смещений. Лишь какая-то часть людей «выходит» на уровень самодеятельности. Вместе с тем я не вижу никаких внешних препятствий для того, чтобы любой человек в принципе мог «дорасти» до уровня самодеятельности.

Я также сильно сомневаюсь в том, насколько целесообразно (и правомерно) привязывать отдельные периоды активностных устойчивых смещений к каким-то возрастным отрезкам жизни ИИ (лишь по отношению к ментальному поведению, причем только в контексте его зарождения, но не существования, такие привязки могут быть уместными).

Проблема мне видится не в том, когда устойчивые активностные смещения должны совершаться, а в том, совершаются ли они применительно к отдельным формам активности вообще.

В контексте активностных устойчивых смещений проблема красиса обнаруживает свойство как устойчивости, так и изменчивости. До тех пор, пока устойчивые смещения в пользу какой-либо формы активности сохраняются, индивидуальное своеобразие красиса будет состоять в том, в каких пропорциях к ведущей активности находятся ее другие формы. Возможно, эти пропорции имеют некую константу, несмотря на то, что смещения в пользу какой-либо формы активности могут быть развернуты в процессуальном плане, и в этом процессе могут быть выделены различающиеся фазы.

И все же более крупные и более значительные перемены в красисе совершаются при смене формы активности, в пользу которой происходят устойчивые смещения. Эти перемены являются настолько существенными, что они могут быть обозначены как поворотные моменты в жизни ИИ. Таких моментов может быть, как минимум, 3: когда совершаются устойчивые смещения от ментального поведения к экоповедению, от экоповедения к экодеятельности, наконец, от экодеятельности к самодеятельности.

Ясно, что чаще всего такого рода переходы осуществляются не одномоментно. Всякий будущий «скачок» накапливается в рамках ситуации доминирования «чужой» формы активности. Поэтому вряд ли возможно определить отчетливые границы данных переходов. Скорее наоборот, эти границы являются размытыми. С течением времени они открываются для передачи «эстафеты» другой форме активности.

Вместе с тем более общим и принципиальным является осмысление того факта, что в поворотные моменты жизни ИИ, меняется соотношение источников ее детерминации. Вначале она реализует себя в качестве некой агрегатной целостности, которая несет в себе зачатки будущей самостоятельной системы, но таковой еще не является (ментальное поведение). Затем ИИ обнаруживает в себе потенции выступать в качестве элемента (экоповедение) и компонента (экодеятельность) других, чем она сама, систем. Наконец, ИИ становится независимой системой и приобретает необходимые качества и предпосылки для самостоятельной реализации линии своей жизни и в то же время для выполнения по отношению к своему окружению системообразующих функций (самодеятельность).

Очевидно, что пропорции разных активностей при устойчивых смещениях в пользу тех или иных их форм вряд ли могут сохранять одни и те же значения. Ведь при смене формы активности, в пользу которой совершаются устойчивые смещения, соответственно возрастает и доля занимаемой ею времени в общем бюджете времени всех форм активности. Впрочем, доля времени для развертывания при этом других форм активности также может меняться. Например, при устойчивых смещениях в пользу самодеятельности следует ожидать значительного уменьшения доли времени на развертывание экоповедения. Видимо, доля времени на развертывание экоповедения будет уменьшаться также при устойчивых смещениях в пользу экодеятельности.

Второй подход к пониманию красиса активностей может развиваться, исходя из того, что любая форма активности в части исполнения может обнаруживать себя актуально и потенциально. Будучи в актуальном состоянии, активность проявляется в каких-либо действиях и результатах; она становится доступной для внешнего наблюдения. Будучи в потенциальном состоянии, активность не обнаруживается в части исполнения, не проявляется во внешних действиях и результатах, не доступна внешнему наблюдению.

Потенциальные состояния активности могут возникать в силу разных обстоятельств. Скажем, в экодеятельности это состояние может быть обусловлено временем, необходимым для принятия внешней цели, а в ментальном поведении – временем для накопления внутренней причинной энергии, необходимой для инициации соответствующего поведения. Потенциальные состояния активности могут возникать также в результате прерывания одних форм активности другими. Строго говоря, такого рода прерывания возникают прежде всего в части развертывания активности во внешнем плане (ее исполнения). Во внутреннем же плане активность может сохраняться – либо в свернутом виде, либо в плане подготовки к будущему исполнению, либо в режиме ожидания «своего часа» и т.д. Все эти планы и аспекты представляют собой разные варианты потенциальных состояний активности.

С точки зрения проблемы красиса активностей различение потенциальных и актуальных состояний активностей позволяет выделять их собственные периоды и частоты. В таком контексте красис активностей будет складываться из пропорций их «латентных» и «открытых» периодов и частот, причем в отношении как отдельных форм активности, так и их взаимодействий.

Третий подход к пониманию красиса активности может состоять в том, что при определении соотношений разных их форм между собой учитываются факторы их взаимных прерываний и соответственно ситуации их дискретного развертывания во времени.

Как отмечалось выше, факт прерывания можно рассматривать в виде перехода активности (ее исполнительного звена) из актуального в потенциальное состояние. Однако прерывания одних форм активности другими можно подвергать анализу в зависимости также от того, с какими событиями эти прерывания совпадают. Прерывания могут совпадать (а) со сменой устойчивых смещений в пользу тех или иных форм активности; (б) с завершением циклов отдельных форм активностей; (в) иметь «случайный» (для данной формы активности) характер.

Переход активности из актуального состояния в потенциальное и связь прерываний с теми или иными событиями представляют собой как бы внутреннюю и внешнюю стороны прерываний. Они могут стать отправными пунктами в рассмотрении проблемы красиса активностей с позиций третьего подхода.

Во-первых, обнаруживается, что можно изучать пропорции между разного рода прерываниями в рамках каких-либо отдельных форм активностей. Это означает, что на любую из форм активности по отдельности может быть распространена идея красиса.

Во-вторых, при распространении идеи красиса на активностные взаимодействия в целом предметом исследования могут стать соотношения временных пропорций в прерываниях, характеризующие разные формы активности.

Предложенные выше три подхода к изучению красиса активностей в аспекте их хроноса не являются взаимоисключающими. Напротив, в известном смысле они «перетекают» друг в друга. Тем не менее каждый из подходов покоится на основаниях, которые не могут быть сведены к основаниям других подходов. Этим обусловливается необходимость их различения. В плане же перспективы прорисовывается возможность объединения трех подходов в один на базе построения трехмерного отображения красиса активностей. Надо полагать, что этому должны предшествовать эмпирические исследования в русле каждого из вышеобозначенных подходов по отдельности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
13.2. Хронос и красис активности
13.2.2. Общее понятие о красисе и хроносе активности
ГЛАВА 14. МЕТАИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МИР: ПУЛЬСАЦИИ, КОЛЕБАНИЯ, КРАСИС
14.5. Трансиндивидуальность и экоиндивидуальность как красис
АКТИВНОСТЬ
АКТИВНАЯ БОРЬБА
5.5. Полифоничность активности
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ.
Активность
Формы активности
АКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ЭВТАНАЗИЯ АКТИВНАЯ
АКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ
БИФУРКАЦИОННЫЕ ТОЧКИ АКТИВНОСТИ.
8.5.4. АКТИВНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 13. ПОЛИФОНИЯ АКТИВНОСТИ
АКТИВНОЕ ОСЯЗАНИЕ
Добавить комментарий