ГЕДОНИЗМ И АСКЕТИЗМ

Особой формой поведения человека, обусловленного эмоциональными переживаниями, является гедонизм (от греч. hedone — наслаждение). Это поведение связано с этической позицией, утверждающей наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения. Стремление к наслаждению, удовольствию рассматривается в гедонизме как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его поведение. Такой человек живет ради получения наслаждений, как правило, низкого порядка, и стремится к этому наиболее легким и прямым путем.

Возник гедонизм как этическое учение в Древней Греции и одним из первых его представителей был основоположник киренской школы Аристипп (IV в. до н. э.). Разновидностью гедонизма явилось течение, получившее название эпикуреизм (по имени его основоположника Эпикура), в котором критериями удовольствия были отсутствие страдания и безмятежное состояние духа (атараксия). Лучшим средством избегнуть страданий Эпикур считал самоустранение от тревог и опасностей, от общественных и государственных дел, достижение независимости от внешних условий.

Гедонизм получил распространение в эпоху Возрождения, а в последующие годы — в этических теориях просветителей. Наиболее полное выражение принцип гедонизма получил в этической теории утилитаризма (от лат. utilitas — польза, выгода), понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания. Отсюда назначение морали (морального выбора) состоит в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий.

В своем крайнем выражении гедонизм и его различные направления приводят к эгоизму.

Противоположным гедонистическому поведению является аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся; подвижник), т. е. ограничение или подавление чувств, желаний, отказ себе в удовольствиях. В христианстве он может выражаться в перенесении страданий («соучастие в страданиях Христа»), в физическом самоистязании.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СТИЛЬ ЖИЗНИ В ИСЛАМЕ.
СТИЛЬ ЖИЗНИ В ИСЛАМЕ.
КАУЗОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЯ ЖИЗНИ.
КАУЗОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЯ ЖИЗНИ.
ДИСПОЗИЦИЯ МАНИИ.
Отношение к жизненному миру
Бызова В.М., Вахнина З.А. ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЧАСТЬЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
С. Л. РУБИНШТЕЙН КРИТИЧЕСКИ АНАЛИЗИРУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА.
Рубцова Наталья Николаевна ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ.
13.2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (ДЕЙСТВИЯ)
Ковалева Ю.В. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
А. В. Краева СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Суханкова Д.М. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Добавить комментарий