Полидетерминация жизненного мира и свобода человека

Жизненный мир представляет собой своеобразную сцену, где события разворачиваются по сценарию, предусматривающему различные степени свободы человека в зависимости от того, как устраивается его жизненный мир и какие позиции он в нем занимает. В данном контексте возникает прежде всего проблема полидетерминированности, а стало быть многомерности и многоаспектности жизненного мира.

Жизненный мир человека пронизывают по меньшей мере три потока детерминации (если последнюю не сводить лишь к причинно-следственным отношениям). Каждый из потоков детерминации управляет определенными срезами жизненного мира, обусловливает разные степени свободы человека и своеобразие ориентаций его сознания (образов мышления). Нужно специально подчеркнуть, что речь идет о детерминациях разного порядка, масштаба, инициируемых неодинаковыми источниками, но взаимодействующих между собой, и тем самым способствуя процессам интеграции жизненного мира человека обеспечивая его целостность.

Первый источник детерминации локализуется в видо-родовых системах, которым принадлежит человек (общество, культура, природа), но которые шире рамок его жизненного мира. Например, принадлежность к культуре, социально принятые способы употребления предметов и орудий, множество других социальных реалий со всей очевидностью запечатлеваются в человеке и образе его жизни. В зависимости от масштаба их воспроизводства очерчивается жизненный мир человека, круг его жизненных отношений и взаимодействий. В силу этого обстоятельства человек выступает в позиции элемента систем, в которые он вписывается. Несколько огрубляя, можно сказать: какова видо-родовая система – таков и человек, его жизненный мир.

Данный поток детерминации является наиболее всеобщим и абстрактным. Он актуализирует прежде всего родовую сущность человека. Это обстоятельство обусловливает ряд особенностей соответствующего среза жизненного мира человека и его сознания.

Различия между жизненным миром отдельного человека и человечества (общества, этноса, социальной группы) нивелируются или затушевываются. Так создается благоприятная почва для социоцентристского мышления. В нем конкретный жизненный мир отдельного человека поглощается всеобщим, абстрактным.

Из формальной логики хорошо известно положение об обратном отношении между содержанием и объемом понятий: расширение объема понятия, т. е. области его применимости, сопровождается обеднением его содержания (см. В. С. Тюхтин, 1988). Нечто подобное произошло с понятием жизненного мира. Понятие жизненного мира человека, в котором фиксируется лишь аспект реализации его, человека, родовой сущности, в значительной степени теряет представление о своеобразии и особенностях существования жизненного мира отдельного человека. И это не случайно. Ведь сущность предмета не тождественна предмету этой сущности (М. С. Каган, 1987).

В соответствии с данным потоком детерминации свобода человека ограничивается рамками воспроизводства качеств видо-родовых систем, в которые он включен, а общество принимает на себя по отношению к нему родительские и контрольные функции. В ряде случаев человека может устраивать такое положение вещей. Более того, могут иметь место феномены бегства от свободы (см. Э. Фромм, 1990), когда человек не знает как ею распорядиться или избегает принятия на себя ответственности за свой жизненный путь.

Во втором потоке детерминации объективная действительность воздействует на человека не прямо, непосредственно, а опосредствуется его собственной активностью. Однако активность самого субъекта отвечает особенностям той видо-родовой системы, от которой исходят детерминирующие влияния.

Активность продуцируется человеком, но она носит вторичный характер. Это – активность отражения внешних воздействий. Жизненный мир человека ограничивается в данном случае фрагментом окружающего мира. Активность человека направлена на достижение большего соответствия своего жизненного мира окружающему. Человек здесь выступает в качестве подсистемы систем иного, чем он сам, порядка. В соответствии с данным потоком детерминации человек создает и устраивает свой жизненный мир сам, но по логике видо-родовых систем, которым он принадлежит.

В согласии со вторым потоком детерминации строится социодеятельностное мышление. Оно как бы обосновывает и оправдывает подчиненность активности человека интересам общества. Предметы деятельности конструируются обществом, а ее результаты оцениваются опять-таки в первую очередь по социальным меркам. И цели, как предвосхищаемые результаты, производны от предметов. Субъект же полагает себя в объекте в объектных же формах.

Следовательно, человек здесь отображает в себе так или иначе цели других систем. Целям других, чем он сам, систем он и служит. Его бытие мыслится не просто в социальных одеждах, а в самой логике бытия социальной системы. Возможно, люди с внешним локусом контроля наиболее восприимчивы к социодеятельностному мышлению.

Второй поток детерминации актуализирует активность человека. Но тем самым в поле его управляющих воздействий попадают и индивидуальные человеческие особенности. Вместе с тем индивидуальное своеобразие принимается в расчет лишь до тех пор, пока активность человека отвечает логике бытия социальной системы. Например, индивидуально-своеобразные способы действий, операции, движения в индивидуальном стиле деятельности имеют жесткую привязку к объективным требованиям деятельности.

Третий поток детерминации – это внутренняя (или имманентная) детерминация. Ее истоки находятся не вне человека, во внешнем мире, а напротив, внутри самого человека. При этом человек выступает в качестве относительно автономной системы по отношению к миру. Подобно тому, как общество (или его определенные структуры и образования) обладает детерминирующими потенциями в отношении своих подсистем и элементов, так и в человеке как системе обнаруживаются источники, направляющие его активность в окружающий его мир, который предстает в этом случае как его (человека) подсистема.

Человек как самостоятельная система строит свой жизненный мир сам. Жизненный мир при этом, конечно, остается объективной реальностью. В данном случае, однако, она одновременно сохраняет свои объективные свойства и преобразуется в соответствии с логикой бытия субъекта. Мир людей и вещей устраивается в соответствии с законами бытия человека, а не вопреки им. Субъективация социального образа жизни, стало быть, составляет главное назначение данной детерминации.

В рамках внутренней детерминации открывается с новой точки зрения проблема индивидуальности человека. В своем бытии индивидуальность свободна от жесткой детерминации законами и природы, и общества. Она подчиняется прежде всего внутренней логике своего существования и развития, характеризуется самобытностью и самоценностью. Индивидуальность осуществляет выбор и находит отвечающую ее природе «нишу» в окружающем ее мире или соответствующим образом его трансформирует, а не только испытывает на себе влияния мира или проявляет активность отражения. В той мере, в какой человек преобразует мир людей и вещей в соответствии с особенностями своего бытия, он строит свой жизненный мир в согласии с самим собой.

Имманентную детерминацию не следует смешивать с самодетерминацией. Самодетерминация представляет собой один из высших уровней внутренней детерминации. Самодетерминация всегда есть внутренняя детерминация. Однако внутренняя детерминация не сводится только к самодетерминации. Внутренняя детерминация может инициировать активность человека в качестве и субъекта, и объекта. В последнем случае он выступает в роли псевдосубъекта, о чем речь шла в предыдущем параграфе. Кроме того, истоки внутренней детерминации не ограничиваются только сферой сознания. Самодетерминация, наоборот, инициирует позиции человека как субъекта, осознающего свои поступки и действия.

В согласии с идеей имманентной детерминации находится антропоцентристское мышление. Антропоцентристское мышление (если избегать крайностей игнорирования собственных способов бытия мира) не замыкается только на внутреннем мире человека. В действительности антропоцентристское мышление предполагает, что человек находится в согласии и со своей природой и с окружающим миром. Такая форма существования обозначается понятием «аутентичность» и считается основной экзистенциальной ценностью (J. F. T. Bugental, 1981). Здесь мы имеем дело с жизненным миром свободного человека в свободном обществе, где нет места их взаимному отчуждению.

Итак, каждый из трех вышеобозначенных потоков детерминации отражает разные срезы онтологии жизненного мира, разный характер взаимоотношений в нем и соответствующие степени свободы человека. При первом из обозначенных выше потоков детерминации структурирование жизненного мира опосредствуется поведением по бихевиористской схеме «стимул – реакция» (см. B. F. Skinner, 1972). При втором потоке детерминации структурирование жизненного мира человека опосредствуется деятельностью (см. А. Н. Леонтьев, 1975), при третьем – самодеятельностью (см. Л. Я. Дорфман, 1990a,б, 1991а).

В то же время данные потоки детерминации сосуществуют и взаимодействуют друг с другом, обусловливая полидетерминированность жизненного мира человека.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РАЗДЕЛ 2. ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА В ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММАХ
УДК 159.Е.В. НЕКРАСОВА СТАНОВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
4. ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ПЕРЕМЕНЫ: МИР, МЕНЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА, И ЧЕЛОВЕК, МЕНЯЮЩИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МИРА
8.4. Трансформация коммуникативного мира личности студента в группе «жизненного опыта»
1.4. Онтология мира человека: новые аспекты
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ? ЧЕЛОВЕК КАК СИСТЕМА НЕОБОЗРИМО МНОГО СТЕПЕНЕЙ СВОБОДЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.3. Становление многомерного мира человека и онтогенез сознания
Салтыкова О.В. Отражение национального менталитета в картине мира человека
САЛТЫКОВА О.В. ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА В КАРТИНЕ МИРА ЧЕЛОВЕКА
СРЕДИ МНОЖЕСТВА РАЗНОРОДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ С. Л. РУБИНШТЕЙН ОСОБО ВЫДЕЛЯЕТ ЛЮБОВЬ КАК ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА
ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ ЧЕЛОВЕКА
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ — САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Добавить комментарий