Колебания метаиндивидуального мира

ИИ самоосуществляется в своем мире прежде всего двояким образом: как транс- и как экоиндивидуальность. На уровне идеала ИИ будет стремиться, видимо, каким-то образом гармонически совмещать эти способы существования. Ее смыслы и способность делать выборы могут приводить к тому, что она достигнет состояния аутентичности, т.е. согласия со своей природой и с окружающим миром (см. J. F. T. Bugental, 1981).

Проблема, которую я поднимаю здесь, однако, состоит не в том, чтобы установить характер отношений между транс- и экоиндивидуальностью с точки зрения их гармонизации или с точки зрения определения психологических механизмов (как правило, внешних по отношению к этим конструктам), способствующих их гармонизации между собой. Проблема заключается в том, чтобы выяснить, могут ли они сосуществовать друг с другом, «уживаться в одной лодке», если изначально исходить из равнозначности и равноценности тех и других способов существования. Иными словами, речь идет об изучении не стремления ИИ к гармонии как некой мечты или идеала и не о том, как в ее сознании может отображаться (и оцениваться) сам факт разноречивых логик, которым ИИ следует; речь идет о том, чтобы выяснить, как сосуществуют транс- и экоиндивидуальность в метаиндивидуальном мире онтологически. Взаимопереходы их друг в друга как раз представляют собой один из способов их сосуществования. Подобного рода взаимопереходы я обозначаю как «колебания» метаиндивидуального мира.

Для анализа «колебаний» метаиндивидуального мира целесообразно различать: (а) источники, порождающие взаимопереходы транс- и экоиндивидуальности друг в друга; (б) «участников» этих взаимопереходов и (в) «места» взаимопереходов. Источники, «участники» и «места» позволяют описывать различающиеся факторы и аспекты, сопутствующие этим взаимопереходам. При этом в одних случаях часть из них может совмещаться в одних и тех же психологических образованиях, в других – они оказываются полностью распределенными между различными психологическими образованиями.

В качестве источников взаимопереходов выступают экстраиндивидуальные свойства (как внутренние причины и внутренние цели) и объектные значения (как внешние причины и внешние цели). Экстраиндивидуальные свойства и объектные значения, будучи разнородными источниками детерминации и развертываясь в рамках разных логик, не могут непосредственно подчинить себе или изменить логику существования друг друга. Но они могут временно прерывать, задерживать, замещать другой способ существования ИИ своим собственным.

Прерывания могут возникать по множеству оснований. В одних случаях это могут быть противоречия между экстраиндивидуальными свойствами и объектными значениями, обнаруживаемые в процессе осуществления ими своих функций в рамках транс- и экоиндивидуальности.

В других случаях периодические прерывания могут возникать для того, чтобы в рамках одного источника был накоплен необходимый «материал» для его применения в русле логики развертывания другого. Так, освоение и производство объектных значений (что характеризует экоиндивидуальность) может оказаться необходимым также для процессов означивания (что характеризует трансиндивидуальность). Тем самым передача функций управления от экстраиндивидуальных свойств объектным значениям может периодически повторяться, а режим функционирования экстраиндивидуальных свойств — периодически прерываться.

В качестве «участников» взаимопереходов выступают, во-первых, транс- и экоиндивидуальность в целом, во-вторых, их отдельные члены: экстраиндивидуальные и интериндивидуальные свойства; ментальное поведение, самодеятельность и экоповедение, экодеятельность; процессы воплощения и превращений. Такой состав «участников» позволяет говорить о том, что взаимопереходы могут быть полными и неполными. При полных взаимопереходах предполагается, что и транс- и экоиндивидуальность лишь после полного осуществления своих отдельных циклов могут чередоваться друг с другом в плане их самоосуществления. При неполных взаимопереходах допускается возможность периодических смен друг другом однопорядковых образований, относящихся к транс- и экоиндивидуальности. Скажем, взаимопереходы могут возникать между экстраиндивидуальными и интериндивидуальными свойствами; ментальным поведением, самодеятельностью и экоповедением, экодеятельностью; процессами воплощения и процессами превращений.

В качестве «мест» взаимопереходов могут выступать, во-первых, весь метаиндивидуальный мир (при полных взаимопереходах); во-вторых, по отдельности ИИ, сфера ее активности и объекты (субъекты) ее мира (при неполных взаимопереходах).

Источники и «участники» взаимопереходов могут совмещаться в одних и тех же психологических образованиях лишь частично. Это справедливо, например, для экстраиндивидуальных свойств. Источники и «места» взаимопереходов могут совмещаться тоже лишь частично. Это справедливо, скажем, для объектных значений. «Места» взаимопереходов являются несовмещенными или совмещенными лишь в своих отдельных звеньях; но при этом они распределены между ИИ, сферой ее активности и объектами (субъектами) ее мира.

Если взаимопереходы транс- и экоиндивидуальности друг в друга рассматривать как колебания, то в первую очередь обращают на себя внимание «участники» и «места» взаимопереходов. Тогда полные взаимопереходы будут лежать в основе «естественных» колебаний, а неполные – в основе «квазиестественных» колебаний (см. также предыдущую главу).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГЛАВА 14. МЕТАИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МИР: ПУЛЬСАЦИИ, КОЛЕБАНИЯ, КРАСИС
ГЛАВА 6. РЕЛЯТИВНОСТЬ МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОГО МИРА
АРХИТЕКТОНИКА МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОГО МИРА
14.3. Пульсации метаиндивидуального мира
7.7.2. КОЛЕБАНИЯ ЯРКОСТИ ЗНАКОВ
ЗАДАНИЕ 11. КОЛЕБАНИЯ ВНИМАНИЯ
МЕТАИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МИР
7.2.3. Экстраиндивидуальность и метаиндивидуальность
5.1. Метаиндивидуальный мир как полисистема
7.3.2. Интериндивидуальность и метаиндивидуальность
ГЛАВА 4. ОТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ К МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОМУ МИРУ
РАЗДЕЛ 3. ИСХОДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОМ МИРЕ
Общие представления о метаиндивидуальном мире
В «периоде колебания", в "процессе сдвига от пережитого и известного к новому и неизведанному, порождается психическая энергия приятного состояния.
РАЗДЕЛ 1. МЕТАИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МИР: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
4.3. Метаиндивидуальный мир как предмет интегрального исследования индивидуальности
КАРТИНА МИРА
8.2. Объекты мира индивидуальности
10.3.1. Объекты мира: идеализация
Подсистемы образа мира
Добавить комментарий