Трансиндивидуальность и экоиндивидуальность как красис

Транс- и экоиндивидуальность могут сосуществовать не только в форме неких сменяющих друг друга последовательностей (и тогда правомерна постановка проблемы об их взаимопереходах, в частности, в форме колебательного процесса), но и как бы параллельно, одновременно. Тогда в поле внимания попадает, в частности, проблема их соотношений как красиса.

Вопрос красиса я анализировал в контексте проблемы активностной полифонии в главе 13. Там же были обозначены такие феномены как интерференция, резонанс и смещение. В этом параграфе я попытаюсь показать, что действие данных феноменов может быть распространено и на отношения транс- и экоиндивидуальности. Понятно, что содержание названных феноменов тут будет иным; но их главная суть останется прежней.

Под интерференцией я буду понимать симультанное развертывание способов существования ИИ как транс- и экоиндивидуальности с взаимными воздействиями их друг на друга, которые усиливают или, наоборот, ослабляют, но не прерывают существование каждой из них. Это означает, что в сферу анализа попадают не только разные формы активности, но также ее внутренние и внешние причины и цели, а также объекты мира. Это означает также, что феномен интерференции предполагает наложение данных звеньев транс- и экоиндивидуальности вдруг на друга.

Скажем, одной из важнейших характеристик художественно-исполнительской деятельности является единство в ней воспроизведения авторского замысла и его художественной интерпретации исполнителем (Е. Г. Гуренко, 1982). Это единство может быть понято как результат наложения внутренних целей (причин) на внешние, самодеятельности (ментального поведения) на экодеятельность (экоповедение), процессов означивания на процессы присвоения значений в художественных произведениях.

Такого рода эффекты возможны потому, что транс- и экоиндивидуальность сосуществуют как бы в разных координатах, инициируются разносистемными источниками детерминации. Каждая из них функционирует так, будто она является единственной или самой главной. Возможность их интерференции обнаруживается также в том, что ни в одном из своих звеньев транс- и экоиндивидуальность ни структурно, ни функционально, как правило, не совпадают друг с другом.

В результате (а) совершается одновременная инициация внутренних и внешних источников детерминации ИИ (локализованных в экстраиндивидуальных свойствах и объектных значениях); (б) в рамках внешне одной деятельности (поведения) в действительности развертываются несколько разнородных форм активности, например, симультанная актуализация эко- и ментального поведения, эко- и самодеятельности; (в) наблюдается двойственный характер отношений с объектами (субъектами) метаиндивидуального мира, например, в форме воплощения и превращений.

Каковы же могут быть последствия интерференции транс- и экоиндивидуальности ? Во-первых, интерференция может обусловливать неполноту функционирования и транс-, и экоиндивидуальности. Неполнота их функционирования может обнаруживаться прежде всего в том, что внутри их отдельных циклов переходы от одних ступеней к другим и перераспределение ресурсов на полюс объектов (субъектов) метаиндивидуального мира будет приводить к уменьшению кумулятивного эффекта от образования «остатков» и накопления новых качеств.

Во-вторых, интерференция может усугублять процессы обособления транс- и экоиндивидуальности друг от друга. Ведь трансиндивидуальность фиксирует статус ИИ как системы, в которой объекты (субъекты) выступают на правах ее подсистем. Экоиндивидуальность, наоборот, закрепляет статус ИИ как подсистемы экологических систем.

Их обособление может проявляться, например, в том, что они будут обращаться к разным объектам (субъектам) своего мира: скажем, одни объекты (субъекты) будут становиться предметом воплощения, а другие – предметом превращений.

В-третьих, интерференция может способствовать процессам сближения транс- и экоиндивидуальности. Так, обращаясь к одним и тем же объектам (субъектам), ИИ может реализовывать в них и процессы воплощения, и процессы превращений одновременно. Такие случаи прослеживаются в некоторых вариантах любовных отношений. Процессы сближения транс- и экоиндивидуальности описывают особый случай интерференции, который можно обозначить как явление резонанса.

Ранее, применительно к разным базовым формам активности, я определял резонанс как предельное сближение автоколебаний (ментальное поведение и/или самодеятельность) с вынужденными колебаниями (экоповедение и/или экодеятельность). Вместе с тем понятие резонанса правомерно применять и к отношениям транс- и экоиндивидуальности между собой. При этом предполагается, что периоды времени, в которые развертываются экстраиндивидуальные и интериндивидуальные свойства, процессы воплощения и превращений предельно сближаются друг с другом, как и формы активности, которые их связывают между собой.

Суть феномена смещения состоит в том, что транс- (или экоиндивидуальность) в некоторый интервал времени может принимать на себя ведущую роль. Это приводит к тому, что другой способ существования ИИ тогда либо принимает на себя служебную функцию, либо прерывает свое развертывание в части исполнения.

Такого рода смещения могут иметь как ситуативный, так и более устойчивый характер. В последнем случае не будем игнорировать то обстоятельство, что в развитии ИИ выделяются 5 периодов и соответственно 4 поворотных момента (см. главу 13). Это, в частности, предполагает описание развития в терминах устойчивых смещений в пользу транс- или экоиндивидуальности на разных этапах жизненного пути ИИ (см. табл. 10).

Тогда первый период будет характеризоваться устойчивыми смещениями в пользу

Тогда первый период будет характеризоваться устойчивыми смещениями в пользу

трансиндивидуальности (на основе развертывания инициирующих функций ее внутренних причин в форме ментального поведения и соответствующих ему трансформаций объектов и субъектов). Второй период (и первый поворотный момент в жизни) будет характеризоваться устойчивыми смещениями в пользу экоиндивидуальности (на основе выполнения объектными значениями функций внешних причин и порождаемыми ими экоповедения). Третий период (и второй поворотный момент в жизни) будет характеризоваться устойчивыми смещениями в пользу опять-таки экоиндивидуальности, но на другой основе: внешних целей, экодеятельности и производства объектных значений. Четвертый период (и третий поворотный момент в жизни) будет характеризоваться устойчивыми смещениями в пользу трансиндивидуальности, но опять-таки на иной основе, чем прежде: внутренних целей, самодеятельности и процессов означивания. Наконец, пятый период (и четвертый поворотный момент в жизни) будет характеризоваться смещениями внутри трансиндивидуальности: от внутренних целей к внутренним причинам, от самодеятельности вновь к ментальному поведению. Легко заметить при этом, что периоды и поворотные моменты в жизни ИИ образуют большой круговорот, что особенно наглядно прослеживается на примере смен источников и типов детерминации и отвечающих им форм активности (см. табл. 11).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Трансиндивидуальность и экоиндивидуальность
РАЗДЕЛ 4. ТРАНСИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ЭКОИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
13.2. Хронос и красис активности
11.1. Общее понятие об экоиндивидуальности
ГЛАВА 11. ЭКОИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ
ГЛАВА 14. МЕТАИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МИР: ПУЛЬСАЦИИ, КОЛЕБАНИЯ, КРАСИС
13.2.6. Красис активности
ГЛАВА 9. ТРАНСИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ
10.4. Трансиндивидуальность и проблема воплощения
13.2.2. Общее понятие о красисе и хроносе активности
9.1. Общее понятие о трансиндивидуальности
2.4. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА КАК ПРОФЕССИИ И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
2.2 Психические особенности человека как субъекта познания и деятельности. Психические состояния как регулятор активности.
11.4. Объектные значения как внешние причины и как внешние цели: сравнительный анализ
УДК 159.А. А. БОЧАВЕР ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАК МЕТАФОРА РАССМАТРИВАЕТСЯ ПОНЯТИЕ «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» — КАК МЕТАФОРА, НЕРАЗРЫВНО СВЯЗЫВАЮЩАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ С ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОСТРАНСТВА.
2. О ПСИХИЧЕСКОМ КАК ИДЕАЛЬНОМ
Добавить комментарий