КОПИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ (ПРОБА 7)

Срисовывание (копирование) предмета в значительной степени было доступно больной. Срисовывание предмета происходит без его узнавания, и это порождает медленный, последовательный и фрагментарный стиль действия. Можно сказать, что это «слепое» копирование, без понимания того, что копируется. Вместе с тем если предмет является относительно знакомым, то это действие облегчается «смутной догадкой об области, к которой он принадлежит», и срисовывание становится более уверенным и успешным. Данные анализа характера копирования (срисовывания) предметных изображений указывают на латеральные различия в стратегиях переработки зрительной информации. В задании «представить образ предмета и нарисовать его» пациентка не могла его вспомнить и описать словесно. Таким образом, данный случай можно отнести к тем известным по литературе примерам, которые характеризуются как грубой степенью выраженности предметной агнозии, так и нарушением образов-представлений.

Сопоставление данного случая зрительной предметной агнозии и нарушений образов-представлений с известными описаниями в литературе позволяет оценить его как расстройство грубой степени выраженности. Для восприятия целостного образа и опознания предмета важно, чтобы его изображение содержало достаточное количество деталей, было реалистичным, конкретным, позволяло установить отличие данного объекта от других объектов того же класса.

Заключение. В этой части исследования мы показали, что у больной Б. обнаружены выраженные зрительно-гностические нарушения при узнавании простых предметов или их изображений, а также расстройство образов-представлений. Узнавание предмета или его изображения определяется сохранностью различных механизмов переработки зрительной информации. Полное и целостное представление о предмете обеспечивается преимущественно задними (височно-затылочными) структурами правого полушария, а их расстройства, как в нашем случае, характеризуются фрагментарностью и нарушением симультанного анализа и синтеза. Больная в процессе узнавания предмета часто относила его название к общему понятию (одежда, птица, овощ или фрукт), а затем пыталась детализировать изображение с целью его опознания (клубника — ягоды на длинной ножке, сочные такие.

Не помню. Здесь недостаточно признаков. Вот вижу пупырышки такие… Клубника?). Обычно процесс анализа сопровождался обстоятельными рассуждениями о предмете. Кроме сохранности правополушарных (холистических) стратегий восприятия предметов в процессе опознания предметов и их изображений необходимо участие левополушарных (аналитических) стратегий. Их нарушение приводит к подетальному анализу изображений предметов и ошибочным оценкам значимых признаков выделенных деталей. У больной возникали на их основе ложные гипотезы. Например: телевизор — основание, стол, окно и две дуги, и клавиатура. Не понимаю; рыба — это птица, вот хвост, а вот два крыла (плавники. — Н.П.).

Необходимым звеном в системе зрительной перцепции является память. Предполагается, что узнавание предмета происходит путем сравнения изображения со зрительным эталоном, хранящимся в ней. Как мы видим, наша больная в процессе анализа деталей опирается на их припоминание и привлечение знаний их прошлого опыта. Напри-

мер: страус — большая птица, мощные ноги и пушистый хвост, большая и длинная шея..Нет его у меня в голове; заяц — животное, большие ушки, маленький хвостик, длинные лапки. Не знаю; лягушка — Не представляю. Знаю, что она прыгает и квакает, но я ее не вижу. Я ее не помню; кувшинка — Я знаю, что она растет около воды, и она желтая. Но как цветок, как форму, я ее не помню. Приведенные примеры указывают на то, о чем лучше всего сказала сама больная: «Внутри у меня половинчатая информация, мало у меня в голове осталось признаков, а только совокупность всех признаков дает мне узнавание».

Анализ результатов исследования больной Б. приводит к выводу, что столь яркие расстройства зрительного восприятия предметов и образов-представлений можно объяснить именно двусторонним поражением задних отделов головного мозга.

Обнаруженные у данной пациентки нарушения восприятия лиц, пространственных представлений и цветового гнозиса будут проанализированы в следующем сообщении.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
3.2. ОПОЗНАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ДЕЙСТВИЙ (ПРОБА 3)
3.5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗА ПРЕДМЕТА ПО СЛОВУ-НАИМЕНОВАНИЮ (ПРОБА 6)
3.1. ОПОЗНАНИЕ РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ И РЕАЛИСТИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ (ПРОБЫ 1 И 2)
3.3. ПОНИМАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА ПО КАРТИНКЕ (ПРОБА 4)
3.4. ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СЮЖЕТНЫХ КАРТИН (ПРОБА 5)
ИНВЕРСИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ
МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»
Профессиональная проба «Темперамент»
6 5 2. ДВУМЕРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРОБА «ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А.МАСЛОУ»
ТЕСТ «СРАВНЕНИЕ СХОДНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ» КАГАНА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА «МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ»
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ФРА ЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
АДАПТАЦИЯ К ТРАНСФОРМАЦИЯМ РЕТИНАЛЬНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ.
Какорин Д. В. ДВИГАТЕЛЬНАЯ И ЗРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИЛЛЮЗОРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Самошкина И.С. Особенности восприятия текстового сообщения, сопро-вождаемого визуальным изображением
Добавить комментарий