Взаимоотношения содержания и внешней формы (онтологический аспект)

Внешняя форма и содержание могут принадлежать разным уровням системы и между ними могут существовать полиморфные (много-многозначные) связи.

Так, к содержательным свойствам индивидуальной психики относят такие, которые формируются в результате взаимодействий человека с предметным миром, его социальной средой: смыслы, конкретные знания, мотивы, знания, отношения и т. д. (В. М. Русалов, 1989). Что касается формально-динамических свойств, то их называют формальными потому, что они не связаны с каким-либо специфическим социально значимым содержанием ситуации, а динамическими – потому что они определяют динамику психической деятельности. Между содержательными (например, отношения личности) и формально-динамическими (скажем, темперамент) свойствами существуют много-многозначные связи (см. В. С. Мерлин, 1986).

Подобного типа взаимоотношения между содержанием и внешней формой можно проследить в объектах мира ИИ. В художественных произведениях между внешней формой и содержанием также существуют многозначные связи (см. А. С. Мигунов, 1980). Например, к музыкальной форме относят фактуру, ритм, оркестровку, звуковысотную организацию. С помощью этих средств может быть создано различное содержание. И напротив, одно и то же содержание можно построить, используя элементы музыкальной формы различным образом. Опять-таки форма и содержание характеризуют разные уровни художественного произведения и между ними имеют место многозначные связи (Е. В. Назайкинский, 1982).

2. Форма и содержание представляют собой разные способы существования системы.

Различия в способах существования формы и содержания обусловлены тем, что они имеют различающиеся носители в рамках одной и той же системы, а их источники к тому же распределены по разным системам.

В ИИ то или иное содержание обычно связывается с различными состояниями сознания, которое, как известно, является идеальным образованием. Формальные характеристики относят к таким свойствам психики, которые имеют не идеальную природу,, но в то же время не являются ни свойствами подсознания, ни физиологическими свойствами (о соотношении психического и идеального см.: С.Л.Рубинштейн, 1946; А. В. Брушлинский, 1982; Д. И. Дубровский, 1983). Следовательно, формальные и содержательные характеристики ИИ имеют различающиеся носители (психика и сознание). С другой стороны, источник формальных свойств локализован в психике, а источник содержания находится вне психики и сознания человека.

Устройство мира (скажем, физическая, химическая, социальная и т.д. картины мира) и технологии (включая отдельные техники) имеют разные способы существования. Первые существуют независимо от сознания человека (человек может открывать законы мира, но не может их создавать; они представляют собой третий мир, несводимый ни к материальным, ни к духовным сущностям – см. K. R. Popper, 1972). Вторые создаются человеком в виде конструктивного знания и направлены на производство заранее заданного продукта (в ряде технологий – в педагогике, конструктивной психологии и т.

п. – параметры такого рода «продуктов» могут быть достаточно разноплановыми: от умения общаться до конкретных продуктов творчества, от умения рефлексировать до способности переструктурировать смысловую сферу человека и т.д.). Следовательно, сам мир и технологии, которые создаются для овладения им, лишь частично совпадают между собой. Мир есть некое содержание, которое в технологических формах приобретает новые свойства. В то же время источники зарождения технологий следует искать не только в мире, который окружает человека, но и в самом человеке.

3. Понятия формы и содержания относительны и взаимообратимы. В иерархическом плане форма по отношению к содержанию занимает более низкий уровень, а содержание — более высокий. Поскольку, однако, имеется некоторое множество уровней, а выше и ниже каждого из них располагаются также другие уровни (кроме крайних), один и тот же уровень может выступать как форма по отношению к вышестоящему уровню (который, в свою очередь, предстает как содержание по отношению к нижестоящему) и как содержание — к нижестоящему (который, в свою очередь, предстает как форма к вышестоящему). В этом и обнаруживается относительность и обратимость формы и содержания.

Так, например, свойства темперамента могут трактоваться как специфическое содержание по отношению к свойствам нервной системы, а последние — как форма (материальный субстрат) темперамента. В свою очередь, свойства темперамента могут выступать как форма по отношению к когнитивным стилям как свойствам личности, а последние, в свою очередь, как содержание по отношению к темпераменту. Однако по отношению к содержанию когнитивных образов уже когнитивные стили предстают как форма. Восприятие есть форма, на базе которой могут возникать разнообразные по содержанию представления. Представления же могут служить необходимой основой (формой) для построения различных по содержанию смыслов и т.д. (ср.: Л. М. Веккер, 1981).

Сходные взаимопереходы и превращения имеют место в музыкальных произведениях. «… Сенсорный уровень выступает по отношению к более низкому – акустическому как содержание, а по отношению к более высокому – интонационному как форма. В свою очередь сочетание интонационно-смысловых единиц, создающее в комплексе более сложные метафорические смыслы, является для последних формой, а сами эти смыслы – содержанием и так далее. Следовательно, каждый уровень выступает как формальный для вышележащего и как содержательный для нижележащего уровня, за исключением, разумеется, самого низкого и самого высокого» (Е. В. Назайкинский, 1982, с. 42). Естественно думать, что подобного рода феномены присущи, наряду с музыкальными, не только другим художественным, но и не художественным предметам.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
6.1.3. Взаимоотношения содержания и внешней формы (гносеологический аспект)
1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕ-СКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА?
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА.
Собственно суицидальным поведением называют любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Расширенная семья: психологические аспекты взаимоотношений невестки и свекрови
Христофорова М.И. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МАТЕРЯМИ И НАРКОЗАВИСИМЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Багненко Е. С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖЕНЩИНОЙ СВОЕГО ВНЕШНЕГО ОБЛИКА
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ 2-Й ФУНКЦИИ (АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ)
Особенности содержания 3-й функции (аспект координации)
Особенности содержания 1-й функции (аспект организации)
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ 4-Й ФУНКЦИИ (АСПЕКТ СВЯЗИ)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТИПА ИМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СОДЕРЖАНИЕ КОНКРЕТНЫХ АСПЕКТОВ (ФУНКЦИЙ)
Единство смыслового содержания и формы является еще одной важной характеристикой речевой деятельности. Мысль как предмет речевой деятельности имеет несколько характеристик:
11.4. Объектные значения как внешние причины и как внешние цели: сравнительный анализ
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Петровичева Екатерина Владимировна ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ И ПОЛИМОДАЛЬНОЕ «Я»
ОБЩАЯ УСТАНОВКА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ЖИЗНИ
Добавить комментарий