Амбурладзе Р.В. КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИИ ПРИХОДЯТ В ФИЛОСОФИЮ

На первый взгляд представляется что психология и философия разные науки и пред-ставить их связь и взаимовлияние сложно. Но вот что пишет профессор королевского колледжа кембриджского университета в своей монографии «Пространство и время в современной картине вселенной: «… истоки разделения времени на прошлое, настоящее и будущее следует искать в нашем разуме, а не в физическом мире.» И дальше он пишет «Повергает в ужас мысль о том, что течение времени может быть иллюзией… Такие понятия как «прошлое», «настоящее» и «будущее» представляются скорее лингвистическими, чем физическими». Проблема пространства и времени всегда была одной из центральных проблем философии. Так мысли, весьма схожие с мыслями английского профессора мы находим ещё у Платона, который так же полагал, что наши представления о времени- условность вызванная скудными понятиями о бытии, Платон называл время «движущимся подобием времени» но подробнее о природе времени его рассуждений не сохранилось. Естествоиспытатель, князь А.А. Ухтомский выдвинул новую теорию пространства и времени, теорию Хронотопа в которой происходит синтез понятий «времени психологии» и «времени физики». А.А.Ухтомский исследовал восприятие пространства и времени мозгом животных. Эксперименты говорили о том, что в восприятии кошки расстояние до котёнка это то время за которое она может преодолеть его, время является расстоянием до котёнка.

Получалось, что время и пространство слиты, сопереходящи, соедины, спаяны, совме-щены друг с другом.

Поэтому А.А. Ухтомским было предложено понятие хронотопа (хро-нос [гр. chronos-время], топология (гр. topos-место, местность + логия [гр. logos-понятие, учение]]- наука о пространстве). Хронотоп не есть сумма, объединение свойств простран-ства и времени, это новое понятие имеющее свои свойства и законы.

А.А. Ухтомскомский, как и профессор П.Девис, полагает, что интервалы времени в жизни того или иного человека отличаются субъективными особенностями, различной насыщенностью и значимостью для субъекта: «Мы живём в хронотопе. Камень преткно-вения: «время психологии» и «время физики». Именно физиологии надлежит связать их в единство.» — писал князь А.А.Ухтомский.

Так же одной из центральных проблем философии является связь идеальных и рацио-нальных начал. Наиболее ярко в философии об этом писал Н.О.Лосский развивая свою теорию интуитивизма, суть которой заключается в том, что идеальное бытиё оказывает самое непосредственное влияние на реальные начала мира. И здесь мы видим поразитель-ную связь с работами А.А. Ухтомского, его теорией доминанты.

Интуиция как единственный верный источник знаний из чисто философских построе-ний получила и естественнонаучное подтверждение в работах А.А.Ухтомского: «Поле науки оплодотворяется интуициями»- писал он.

Таким образом концепция хронотопа пришедшая из биологии способна решить неко-торые проблемы философии, а концепция доминанты подтверждает многие философские представления.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Развитие психологии в границах философии и естествознания. Становление психологии как самостоятельной науки. Психология человека в начале XX века.
2.2. Целостный человек как предмет психологического исследования. Философия и психология многомерности
Причины прихода супругов в консультацию
Фабрикант Маргарита Сауловна ПСИХОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: КОНЦЕПЦИЯ Э. РЕНАНА
Миpоненко КОНЦЕПЦИЯ Б.Г.АНАНЬЕВА В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
4.3 КОНЦЕПЦИИ УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА (КОНЦЕПЦИИ УЧЕНИЯ)
ПЕРЕЙДЕМ ТЕПЕРЬ К ОСВЕЩЕНИЮ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
МНЕ НА КАЖДЫЙ АСПЕКТ ПРИХОДИТСЯ ГОВОРИТЬ СЛОВО ПО 20 РАЗ. С ТАКОЙ ЧАСТОТОЙ У МЕНЯ ВОЗНИКАЕТ ПОДОЗРЕНИЕ, ЧТО МОЕ ЗАКЛИНАНИЕ СОТРЕТСЯ, НИВЕЛИРУЕТСЯ, КАК ЯКОРЬ, ПРИ ПОСТОЯННОЙ АКТИВАЦИИ.
КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ С. Л. РУБИНШТЕЙНА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ КОНЦЕПЦИЙ
ФИЛОСОФИЯ КНИГИ
Развитие психологических знаний в античной философии.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ (PHILOSOPHY OF SCIENCE)
ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
9.2.2 Философия искусственного интеллекта
ТЕМА 6. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЛОСОФИИ ВОСПИТАНИЯ
ТЮПТЯ Е.В. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
К ПРОБЛЕМЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕРПИМОСТИ В ФИЛОСОФИИ
Добавить комментарий