Аналитическая теория личности

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Многие представители этого направления были учениками 3. Фрейда. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь Карл Юнг (1875—1961). Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи — «архетипы». Есть, например, идеи Бога, добра и зла, которые присущи всем народам. Но существуют архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, ли- тературе, архитектуре и религии (Юнг К., 1994). Смысл жизни каждого человека, согласно Юнгу, — наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основную часть которого составляет «коллективное бессознательное» — совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание скрыто от постороннего наблюдателя. Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера (Юнг К., 1994). Например, свойства архетипа «персона» (маска) — наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа «тень» — это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа «анимус» (дух) — быть мужественным, смелым, защищать, охранять, охотиться и т. д.; свойства архетипа «анима» — нежность, мягкость, заботливость.

Итак, в аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока.

Колллективное бессознательное — основная структура личности, в которой собран весь культурноисторический опыт человечества, представленный в психологии человека в виде унаследованных архетипов.

Индивидуальное бессознательное — совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию вкладывает в деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти. Индивидуальное сознательное — структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли и чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируя свою сознательную деятельность.

Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость». Главная цель этого архетипа — «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного. «Самость» организует и координирует все структуры психики человека и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У «самости» существуют два полюса:

— экстраверсия — установка на то, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);

— интроверсия — ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).

В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено различной.

Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертивной или интровертивной установке человека. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности.

В качестве примера приведем характеристики двух типов личности:

1) экстраверт-мыслительный — сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый;

2) интроверт-мыслительный — заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей.

Итак, согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ФАКТОРНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРТ: РАЙМОНД Б. КЕТТЕЛЛ
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К. Г. ЮНГА
Когнитивная теория личности
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Диспозициональная теория личности
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К. ХОРНИ
Психоаналитическая теория личности
ФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (FORMATIVE THEORY OF PERSONALITY)
НЕДОСТАТКИ АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ANALYTICAL PSYCHOLOGY)
§ 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ А. АДЛЕРА
4.3. "Аналитическая профессиограмма" и общая схема профотбора
ГЛАВА АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ
3. Аналитическая профессиограмма и общая схема профотбора
6.11. АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТ
Бобылев Е.Л. ОБЪЕКТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА Л.С. ВЫГОТСКОГО
Эйдемиллер Э.Г. Краткосрочная аналитическая психодрама при отклонениях в развитии у детей
ТЕОРИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ (ТЕОРИЯ ИГР).
ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ (ТЕОРИЯ ЮНГА—ГЕЛЬМГОЛЬЦА)
Добавить комментарий