АНАЛИЗ АУДИАЛЬНОЙ СЦЕНЫ

Многие функции слуха, описанные в данной главе, такие, например, как локализация звуков, а также восприятие музыки и речи, представлены нами таким образом, словно аудиальная система преимущественно имеет дело с единичными событиями, т. е. мы слышим звук и сразу же определяем местоположение его источника, слышим несколько нот и узнаем мелодию, слышим последовательность фонем и воспринимаем смысл сказанного. Но в реальной жизни на нас гораздо чаще одновременно воздействует огромное количество накладывающихся друг на друга звуков разного характера. Короче говоря, мы все время сталкиваемся с тем, что может быть названо аудиальной сценой. Нас постоянно окружают звуки музыки, человеческая речь и шум, на фоне которого они слышны, и все это вместе образует сложный звуковой поток. Однако вопреки этой акустической сложности мы обычно воспринимаем отдельные, изолированные аудиальные события. Иными словами, как правило, мы слышим не какофонию звуков, источниками которых являются не связанные между собой различные объекты, а способны разобраться в них и идентифицировать различные звучащие объекты как отдельные события — мы перцептивно анализируем сложную аудиальную сцену и раскладываем ее на компоненты.

Чтобы оценить подобную возможность, представьте себе знакомую ситуацию, когда сразу говорят несколько человек. Несмотря на то что до нас одновременно доносится много слов, мы без труда следим за тем, что говорит каждый. Каким образом наша аудиальная система, будучи подвергнута одновременной стимуляции различными видами звуковой энергии, вычленяет из этой сложной смеси определенный акустический сигнал и «сосредоточивается» на нем? Иными словами, как аудиальная система анализирует сложную стимуляцию и решает, какие элементы этой стимуляции имеют один и тот же источник? Альберт Брегман, в течение многих лет изучавший это явление, назвал способность к восприятию сложной акустической стимуляции с точки зрения отдельных источников звуков анализом аудиальной сцены (Bregman, 1981,1990; Rogers & Bregman, 1993). По мнению Брегмана (Bregman, 1993) и других авторов (Beauvois, 1998; Beauvois & Meddis, 1995), анализ аудиальной сцены выполняется акустическим аналогом гештальтистских организационных факторов (или факторов группирования) визуального восприятия (которые были описаны в главе 7 и к которым мы вновь обратились в этой главе, в подразделе, посвященном восприятию музыки).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
АУДИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ
УСТАЛОСТЬ СЛУХА И АУДИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
К ВОПРОСУ ОБ АУДИАЛЬНОМ ПЕРЦЕПТИВНОМ ОБРАЗЕ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ АНАТОМИЯ АУДИАЛЬНЫХ СТРУКТУР
ГЛАВА ПАТТЕРН АУДИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ: ЗВУК КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
Влияние продолжительности звучания аудиального стимула на его восприятие
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ АНАЛИЗОМ ЗАДАНИЯ И АНАЛИЗОМ РАБОТЫ
Метод качественного содержательного анализа текста (контент-Анализ)
ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ШИЗОИДНОГО ПСИХОТИПА СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА. АНАЛИЗ ПО ШКАЛАМ ПДО (ОТ ОБЩЕЙ ВЫБОРКИ):
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК У КУРСАНТОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО ФИЛИАЛА РОСТОВСКОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА РАКЕТНЫХ ВОЙСК, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВОМ КУРСЕ. ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПО ШКАЛАМ ПДО (ОТ ОБЩЕЙ ВЫБОРКИ):
МНОГОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ
НОРМАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
МНОГОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ
Факторный анализ.
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Кластерный анализ.
2.4. СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ
АНАЛИЗ АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Добавить комментарий