Анализ принципов построения стандартных методик экспертной оценки

BRR>
В электротехнике при проектировании звуковоспроизводящих систем на последнем этапе разработки производится субъективная экспертиза готовой конструкции. Сущность испытания состоит в том, что эксперты при помощи испытываемой аппаратуры прослушивают ряд музыкальных программ и по результатам прослушивания каждой программы оценивают качество звучания аппаратуры по 10-балльной шкале.

В рамках психологического практикума был поставлен эксперимент, одной из задач которого было определение влияния содержания прослушиваемой программы на оценки качества звучания (КЗ). Эксперты оценивали КЗ двух звуковоспроизводящих устройств: проигрывателя грампластинок и магнитофона. Аппаратура была подобрана таким образом, чтобы можно было аксиоматизировать значительное превосходство КЗ пластинки над КЗ магнитофона.

Для прослушивания использовались две программы – простая, построенная на положительных и «лирических» эмоциях, и сложная, с преобладанием мрачных тонов. После каждого прослушивания эксперты оценивали КЗ и общее впечатление (ОВ) по 10-балльной шкале.

При этом обнаружилась сильная зависимость оценок КЗ от содержания программы, очень большой разброс в оценках (погрешность 30-50%), низкая повторяемость результатов. Оценки в генеральной совокупности распределяются таким образом, что можно предположить, что эксперты избегают крайних оценок. Следовательно, шкалу нельзя считать равноинтервальной, и она годится для оценок КЗ только по рангу.

Введение шкалы «ОВ» позволило обнаружить эффект «разогрева» экспертов. По мере «разогрева» уменьшается разброс оценок ОВ, усиливается корреляция между оценками ОВ и КЗ и увеличивается разброс оценок КЗ, т.е. эксперты уточняют свое мнение о КЗ (причём каждый по-своему). Это приводит к увеличению вариативности оценок КЗ и говорит о том, что, пользуясь данной методикой, точную оценку КЗ получить вообще невозможно, поскольку по мере уточнения оценки КЗ все сильнее проявляется индивидуальность каждого эксперта.

При переходе от простой программы к сложной статистические данные, описывающие звуковоспроизводящее устройство, изменяются так, как если бы ухудшилось КЗ: чем сложнее содержание музыкального произведения, тем выше требования к качеству аппаратуры.

Существует стандарт AES (audio engineering society), согласно которому КЗ оценивается не по одной, а по нескольким (чистота звучания, тембральная однородность и пр.) шкалам. Однако очевидно, что введение нескольких шкал принципиального решения проблемы не дает. Требуется изменение принципов оценки КЗ, более углублённая психологическая проработка проблемы.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ЛЕНОСТИ
МИРОШНИЧЕНКО М.А. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ГРУПП
8.5.5. МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
Евсеева А.Ж., Семенова М.В., Смирнова Н.В. «СТАЦИОНАРНЫЙ МИР»: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ - ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМЕТРИКИ.
ПРИНЦИП РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВЕСОМОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ МАССАЖИСТА
Альберт К.В. Экспертная оценка эргономичности радиорекламы
3.4.2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПРИ ОЦЕНКЕ И УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ.
КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ОСНОВНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК.
Колесникович Я.А. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕРТВ ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Регрессионный анализ: построение предположений
Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И., Симанович Л.В. МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
Приложение Методика экспертного выявления профессионально важных качеств
Добавить комментарий