Андреева Т.В. Половые различия в творческом становлении личности представителей одной профессии

Психологии половых различий посвящено множество работ различных авторов (А.Фулье, 1896; Б.Г.Ананьев 1968; В.А.Геодакян, 1965; И.С.Кон 1988; Н.Н.Обозов 1995; В.Е.Каган 1991; Д.Добсон, 1992; У.Харли, 1992 и др.). Начиная с 60-х годов ХХ столетия большую популярность приобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетенции в различных сферах жизнедеятельности. С середины 70-х годов по проблемам половых различий в мире публиковалось до 1,5 тысяч работ ежегодно. Широко известна монография американских исследователей Э.Маккоби и К.Джеклин, в которой на основе критического анализа большинства публикаций того времени все половые различия подразделялись на достоверные, сомнительные и неподтвержденные. До настоящего времени происходит пересмотр большинства выявленных половых различий, в результате уже в 90-х годах некоторые из ранее выявленных «достоверных» различий подвергаются сомнению (преимущества, например, в языковых способностях у девочек).

С.В.Ковалев (1989) отмечает, что уже в возрасте 1,5 – 2 лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности (тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках), их стремление к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств (представительницы слабого пола в подобных случаях обычно апеллируют к критериям качества и полезности), что явственно усиливается в школьном возрасте, когда активность сильного пола в многочисленных (и не всегда нужных) мероприятиях четко зависит от уяснения ими их смысла и значения, в то время как девочкам и девушкам вполне достаточно оказывается внушенное или внешне заданное значение вещей.

Интересно изучение поведения мужчин и женщин в стрессовой ситуации. Исследование, проведенное в лаборатории Б.Г.Ананьева (1966), показало, что женщины реагируют на саму экстремальную ситуацию (экзамена), а мужчины расходуют энергию уже на представление об экстремальной ситуации. Поведение мужчин при этом чаще оканчивается неудачей. С точки зрения экономии ресурсов – лучше женский тип реакции организма и нервной системы. Б.Г.Ананьев в связи с этим отмечал, что преимущества человека часто заключаются не в его знаниях и свойствах интеллекта, а в его энергетических возможностях.

По А.Анастази превосходство мужчин отмечается в скорости и координации движений, ориентации в пространстве, в понимании механических отношений, математических рассуждениях, у женщин же отмечается превосходство в ловкости рук, скорости восприятия, в счете, вербальной памяти, беглости речи и других функциях, включая речевые. Таким образом, как замечает Н.Н.Обозов, энергетическое и информационное преимущество женщин отмечается при обучении в школе и вузе. Куда же девается это преимущество, замечает автор, когда от теории человек переходит в реальный мир? Этот мир ждет не женщин, а мужчин (декретный отпуск, отвлечение на воспитание детей, сохранение семьи).

Французские исследователи выделяют 3 фазы в жизни женщин: 1) социализация, накопление интеллектуального и профессионального «багажа»; 2) рождение и воспитание детей; 3) самореализация, самоактуализация потенциала. У мужчин жизнь более «однотонная» и только ориентация на работу или семью частично изменяет их жизнь.

Половые различия проявляются в жизненных целях: у мужчин с раннего детства цель – самим достигнуть каких-то успехов, причем самооценка строится на успехах в работе. Достижения в какой-то важной области, в творчестве составляют основу развития мужской личности. Успех в любви, в замужестве – определенный фактор развития личности женщин (Н.Н.Обозов, 1995).

Часть исследователей связывают такой взгляд на половые различия с влиянием полоролевых стереотипов (Р.М.Грановская, Ю.С.Крижанская, 1994; Л.А.Коростылева, 1996; К.Тэкэкс, 1991; М.Хорнер, 1973; Э.Флеминг, К.Холлинджер, 1979). Так, Л.Шварц подчеркивает, что родительская поддержка в борьбе против давления социальных стереотипов важна для одаренных детей обоих полов, но особенно она важна для девочек. Часто из таких детей делают «одаренных учеников» и «девочек» ( L.Schwartz, 1980).

Восприятие и ценности творчески одаренного ребенка значительно отличаются от тех, что присущи социальной группе, членом которой он является. Такой ребенок нуждается в поддержке и понимании родителей, чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным. Особый интерес представляет изучение взаимоотношений творчески одаренного ребенка с родителем противоположного пола. Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка (Lynn, 1974; Wallinga and Crase, 1979; Domino, 1979). Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери – на творчество мальчиков.

Матери, занятые деловой или творческой карьерой, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость. В то же время матери, весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени, не добивались заметных успехов. По всей видимости, желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами (К.Тэкэкс, 1991).

Многочисленные исследования М.Хорнер (1973), посвященные творческому становлению одаренных женщин, говорят о присущей им боязни преуспеть, что определяется следующими факторами:

1. Опасение, что мужчины не приемлют превосходства и лидерства женщины. В частности, в возрасте 11-14 лет девочки останавливаются в своем прогрессе и даже «возвращаются назад».

2. Неравномерное распределение домашних обязанностей в родительской семье.

3. Неадекватный уровень у женщин самооценки и притязаний в профессиональной сфере, несмотря на большие способности.

4. Отсутствие примера во многих областях деятельности, традиционно считавшихся «мужскими».

В то же время удачливые в карьере женщины отмечали в качестве общего в своем творческом и профессиональном становлении: сильную поддержку родителей, в особенности отцов; громадное желание принять вызов (высокая мотивация достижения); пример женщин, добившихся успеха; собственный опыт в том, что профессиональный успех женщины не обязательно означает крах в общении и личной жизни.

Интересно замечание В.Е.Семенова о личной жизни представителей творческих профессий (писателей, поэтов, художников). На основе анализа биографических данных представителей искусства ХIХ века и более раннего времени автор делает вывод, что встречается тип художника (имеются в виду только мужчины), который как бы уклоняется от брака ради творчества. Браки двух представителей разных видов искусства, которые увлечены своим творчеством, не очень удачны. Более удачно складываются браки, в которых муж выполняет роль лидера, а жена — его преданного помощника (В.Е.Семенов, 1988). Таким образом, для творчески увлеченного мужчины существует исторически сложившаяся модель благополучия в сфере личной жизни и возможна гармония различных сфер жизнедеятельности, в то время как для женщины с большим творческим потенциалом такой исторической модели нет.

Об этом свидетельствует, в частности, исследование мужчин и женщин, в юности избравших одну из наиболее творческих специальностей – архитектуру. Оказалось, что направление интересов и активности женщин через несколько лет после окончания вуза отличается от направленности интересов мужчин той же профессии.

Целью настоящего исследования являлось рассмотрение половых различий в творческом становлении личности представителей одного и того же поколения, специальности и, в основном, выпускников одного вуза. Последнее важно в том смысле, что представители данной совокупности были примерно «выравнены» по своим способностям и подготовке благодаря единству требований одного факультета.

Методами исследования являлись: методика «Ценностных ориентаций» М.Рокича; разработанные автором методики «Досуг» (Т.В.Андреева, 1989, 1995) и биографическая анкета; беседа; анализ продуктов деятельности (выполненных и осуществленных строительством проектов) и другие методы. Опрашивались в основном архитекторы в возрасте 27 – 35 лет, работающие в проектных организациях различного профиля (объемное проектирование, реставрация, планировка, НИИ, капремонт зданий), а также студенты архитектурного факультета. Проведено небольшое лонгитюдинальное исследование с интервалом в 10 лет (студенты 3 – 4 курса, архитекторы со стажем около 7 лет).

Опрос с помощью биографической анкеты показал, что основными факторами микросреды, формировавшими интересы и склонности будущих архитекторов, являлись: семья и внешкольные детские учреждения (секции, кружки), гораздо в меньшей степени – школа, сверстники, литература по искусству и городская среда.

Выявлены половые различия в степени разносторонности развития в детские и юношеские годы, причем во многом это зависело от «направляющей активности» родителей, определявших детей в различные секции с 5 – 6 лет. У женщин зафиксировано большее многообразие развития в детские годы. Подавляющее большинство архитекторов, развитие которых шло по четырем направлениям (например: рисование, музыка, хореография, языки) оказались женщинами; развитие же «в пяти направлениях» зафиксировано только у женщин. Подавляющее число тех, кто не имел художественной подготовки (семейной или внешкольной), но все же стали архитекторами – мужчины (11%). Им пришлось пройти более сложный путь профессионального становления – обычно через техникум, армию и поступление на вечернее отделение архитектурного факультета.

Основными причинами выбора профессии, единой для всех архитекторов, наряду с другими (более индивидуализированными), являются: потребность в реализации склонностей к рисованию или сочетания математических и художественных способностей, необходимых в данной профессии. В период обучения в вузе ведущими ориентациями были ориентации на творчество и общение.

Лонгитюд показал, что доминирующие жизненные ценности личности очень стабильны на протяжении значительных временных промежутков (10 лет).

Наибольшей стабильностью обладают ценности-цели: «интересная работа», «наличие хорошего коллектива», «повышение квалификации» как у профессиональной группы в целом, так и у отдельных испытуемых. С возрастом увеличивается роль ценности «семья» на следующую десятилетнюю перспективу и снижается роль жизненной цели «иметь близких друзей» (данные авторской анкеты «ценностных ориентаций»).

Анализ усредненных данных по ценностным ориентациям на мужской и женской подвыборках (соответственно, 103 и 142 человека) выявил половые различия между доминирующими ценностями (ценности «мир» и «здоровье» не рассматривались.) Так, у женщин на первое место по значимости выходит «любовь», далее следуют «семья», «друзья», «интересная работа», «творчество», «познание». Последние места заняли «общественное признание», «удовольствия», «равенство». У мужчин на первое место вышла ценность «творчество», затем следуют «интересная работа», «любовь», «семья», почти такой же ранг у «друзей», далее – «свобода». На последнем месте – «общественное признание», «равенство», «удовольствия».

Нам кажется, что стратегически интереснее проследить путь не «усредненной» личности, а рассмотреть формирование представителей типов с различной направленностью интересов. Так, с помощью кластерного анализа на мужской и женской подвыборках (дополненного процедурой факторного анализа по индивидам) выявлено по 5 основных типов направленности интересов в различные сферы деятельности. У мужчин это: 1) направленность интересов на творчество (с доминированием ценностей «творчество», «работа», «любовь», «познание» и с отрицанием ценности «семья»); 2) на познание («свобода», «познание», «самостоятельность»); 3) на работу («работа», «друзья», «творчество»); 4) «свободолюбивый гедонистический» тип («свобода», «творчество», «любовь», «удовольствия») и 5) «гармонический тип» («семья», «любовь», «работа», «творчество»). Таким образом, у мужчин лишь в последнем типе направленности одной из доминирующих ценностей является «семья».

У женщин, наряду с «мужскими» типами направленности интересов 1) на познание («равенство», «познание», «друзья») и на 2) творчество («творчество», «познание», «свобода»), которые подтверждаются активностью и творческими результатами представительниц этих типов в данных сферах, выявились и специфически женские типы направленности интересов: 3) «гармонический тип» (с доминированием ценностей «любовь», «семья», «творчество»), а также два значительных по численности типа чисто семейной направленности: 1) с доминированием ценностей «семья», «любовь», «материально обеспеченная жизнь» и 2) «свобода», «любовь», «семья».

Анализ показал, что направленность интересов подтверждается и направлением активности в соответствующие сферы. Так, женщины–архитекторы с направленностью на семью часто работали не по основной профессии, но находили работу на неполный день (ведение кружков или научная работа) с тем, чтобы иметь возможность заниматься детьми. Данные лонгитюда, имеющиеся на некоторых представительниц этого типа, показывают, что у них уже в студенческие годы, наряду с ориентацией на творческие результаты, характерные для всех студентов архитектурного факультета, присутствовала и ориентация на «свободное время». Можно предположить, что их семейная направленность в зрелом возрасте не является результатом давления лишь внешних обстоятельств (загруженности домашней работой). Интересно, что в детские годы для представительниц типа направленности интересов на семью («несвободолюбивого») характерен исключительно широкий диапазон интересов (4 – 6 направлений в развитии). Можно даже говорить о некоторой разбросанности: большинство с дошкольного возраста занимались спортом, рисованием, музыкой, хореографией, иностранными языками, многие — радиотехникой, учились в физико-математических школах, в театре юного творчества и т.п. Начало занятий по многим из перечисленных направлений было положено родителями в 5 – 6-летнем возрасте. У большинства из представительниц этого типа кто-либо из родителей или родственников имел отношение к проектной деятельности (архитекторы, инженеры смежных профессий, мечтавшие стать архитекторами, чертежницы). Для этого типа характерна пассивность при выборе профессии, хорошая осведомленность о путях поступления в нужный вуз (подготовительные курсы), сильное влияние родственников на выбор профессии, большая вероятность поступления за счет соответствия уровня подготовки требованиям к абитуриентам.

Интересно, что у мальчиков большая разносторонность в развитии в детские годы и пассивность при выборе специальности приводит в зрелые годы к формированию типа «направленности на познание», для которого характерен «уход» из основной профессии, но не в семейную сферу, как у женщин, а в научную деятельность или в планировку.

Женщины с направленностью на творчество достигли высоких результатов в своей профессии (победы на конкурсах, интересные проекты), но это происходило отчасти за счет оттеснения семейных приоритетов (отвержение ценностей «семья», «материально-обеспеченная жизнь» и даже «любовь»). Мужчины с направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты: у них тоже ценность «семьи» значимо ниже, чем в других кластерах; почти также, как в аналогичном женском типе, отвергается материально обеспеченная жизнь, однако «любовь» входит в первую тройку ценностей. В количестве выполненных проектов и премий на конкурсах женский и мужской творческие типы примерно равны. Мужчины опережают по числу осуществленных строительством проектов.

У женщин с направленностью на творчество выявлен более самостоятельный выбор, собственная активность при ориентации в профессии и более сложный, «тернистый» путь в профессию архитектора по сравнению с другими женскими типами направленности и даже по сравнению с мужским творческим типом (хотя для последнего тоже характерна самостоятельность и осознанность выбора). Основные направления дополнительного обучения – художественное и музыкальное. Для этой группы не характерна чрезмерная разносторонность интересов, «разбросанность» по различным секциям и кружкам. Среди родителей представительниц этого типа не было архитекторов и художников, тогда как у представителей «мужского творческого типа» они были.

Таким образом, у большинства женщин, избравших в юности творческую деятельность, в зрелом возрасте (около 30 лет) преобладает семейная направленность. Наиболее творчески активные женщины вынуждены компенсировать это некоторой жизненной дисгармонией в виде отвержения ценностей семьи, материальной обеспеченности, более позднего выхода замуж или, в лучшем случае, ограничением детности одним ребенком.

Выводы:

1) Исследование формирования представителей творческой специальности выявило некоторые единые, независящие от пола закономерности развития в период от детства до профессиональной зрелости: важнейшую роль семьи и дополнительного внешкольного образования, разносторонность развития в детские и юношеские годы у большинства представителей профессии архитектора, мотивы выбора профессии, доминирующие ценностные ориентации в период обучения в вузе, стабильность индивидуальных ценностных ориентаций на протяжении 10-летнего промежутка времени.

Обнаружены некоторые половые различия в творческом становлении личности архитекторов, заключающиеся, в частности, в большем многообразии направлений развития у девочек – будущих представительниц профессии – по сравнению с мальчиками, зависящем от «направляющей активности» их родителей. Половые различия в творческом становлении сильнее проявляются при анализе формирования различных типов направленности личности.

2) При анализе типов направленности интересов в разные сферы жизнедеятельности выявлены три общих для мужчин и женщин типа направленности: на творчество, на познание и гармонический тип с уравновешенной ориентацией на семью и творчество. Половые различия проявились в наличии у женщин двух семейно-ориентированных типов направленности, отличающихся друг от друга отношением к ценностям «свобода», «материально обеспеченная жизнь» и др. У мужчин выявлены два «мужских» типа направленности: «на работу» и «свободолюбивый гедонистический тип».

3) Для представителей типа направленности на творчество (как мужчин, так и женщин) характерна самостоятельность в выборе профессии, отсутствие чрезмерного разнообразия в обучении в детстве, снижение ценностей «семья» и «материально обеспеченная жизнь» в зрелые годы, творческая активность и успешность. Женщин этого типа направленности характеризует большая самостоятельность и «тернистость» профессионального становления, отвержение ценности «любовь», меньшая реализованность проектов строительством.

4) Такие сходства в формировании будущих архитекторов, как очень большое разнообразие раннего развития, помощь (в виде некоторого навязывания) родственников в выборе профессии и его пассивность, приводят к формированию у мужчин типа направленности на познание (со снижением ценности «творчество»), а у женщин – направленности на семью. Причем в обоих случаях происходит фактическая смена основного направления специальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968.

2. Андреева Т.В. О мотивации трудовой деятельности архитекторов (опыт лонгитюдинального исследования) // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Новосибирск, 1985, С. 156 – 158.

3. Андреева Т.В. Биографический метод в исследовании творческого становления личности // Психология: итоги и перспективы. Вып.2. Ч.2. 1996.

4. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.

5. Коростылева Л.А. Самореализация как развитие личности в период взрослости // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.2. Ч.2. СПб., 1996.

6. Одаренные дети / Под ред. Г.В.Бурменской. М., 1991.

7. Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

8. Семенов В.Е. Социальная психология искусства. Л., 1988.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Полуйчик Татьяна Васильевна ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИИ
6.1. ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СВОЙСТВАХ ЛИЧНОСТИ
4.2. ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
Тарасюк Н.Ю. коммуникативные и организаторские качества у представителей различных профессий
Глава Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий
Притула Ольга Сергеевна ИЗУЧЕНИЕ ПВК У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ
ИНДИВИДУАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И УРОВЕНЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
Долбараева Надежда Валериевна ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНОТИПНЫХ ПРОФЕССИЙ
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
1.4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Половые и тендерные аспекты выбора профессии
2.6. Беспомощность и половые различия
Добавить комментарий